Проектные особенности спускаемых аппаратов класса "несущий корпус" - page 9

Проектные особенности спускаемых аппаратов класса «несущий корпус»
9
взаимовлияние аэробаллистических, аэротермодинамических и мас-
совых параметров.
Для СА баллистического или «скользящего» спуска, достаточно
полно исследованных и оптимизированных по основным параметрам
формы, нет больших сомнений в целесообразности ориентации на
определенный класс форм (например, сегментально-конические
формы класса «Союз» или «Аполлон»). Накоплен большой опыт в
проектировании и отработке подобных аппаратов, хорошо исследо-
ваны силовые схемы как СА класса «несущий корпус», так и транс-
портного космического корабля, в состав которого входит СА. Для
СА класса «несущий корпус» ввиду чрезвычайного разнообразия
аэродинамических форм уверенно отдать предпочтение какой-либо
из них проблематично. Тем более, что опыт их разработки недоста-
точно велик. К тому же дополнительные трудности для уверенной
ориентации на ту или иную форму возникают вследствие особого
подхода к решению вопроса о методе посадки СА. Отправной точкой
при разработке СА класса «несущий корпус» было требование обяза-
тельной посадки на аэродромную полосу.
Созданные аэрокосмические СА М2-F2, HL-10, SV-5 (рис. 1) и дру-
гие их модификации позволили выявить исключительную сложность
сочетания требуемого обеспечения повышенного аэродинамического
качества на гиперзвуковых скоростях (М > 6) у бескрылых СА с надеж-
ной управляемой посадкой на аэродромную полосу. Опыт испытаний
М2-F2, HL-10 и SV-5 показал, что посадка на аэродромную полосу,
особенно в ночных условиях или при низкой облачности, крайне за-
труднена. Стало ясно, что без развитых специальных аэродинамических
органов, приближающих бескрылую конфигурацию по посадочным ха-
рактеристикам к крылатым ракетопланам (IV тип СА), задачу создания
СА класса «несущий корпус», конкурентоспособного с СА «скользяще-
го» спуска, не решить, вследствие чего при разработке концепции мно-
горазовой транспортной космической системы предпочтение было от-
дано крылатой схеме СА («Спейс Шаттл», «Буран»).
Однако исследования СА класса «несущий корпус» были про-
должены и в теоретическом, и в проектном плане. Этот класс СА
оказался весьма перспективен как с позиции массовых характери-
стик, так и с точки зрения увязки с общей схемой транспортного
космического корабля средней и малой грузоподъемности (масса СА
3...10 т), предназначенного для совместной эксплуатации с суще-
ствующими одноразовыми ракетами вертикального старта. Аппараты
с
K
гип
= 0,8…1,2 бескрылого типа в этих условиях существенно выиг-
рывают в комплексном вопросе сочетания аэротермодинамических
характеристик с уникальными маневренными характеристиками на
атмосферном участке спуска. СА класса «несущий корпус», разрабо-
танные для проведения транспортных операций в пилотируемом
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...26
Powered by FlippingBook