Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива - page 2

А.В. Купавцев
2
Важнейшая особенность КСР состоит в наполнении ее активной
учебно-познавательной деятельностью студентов, в создании усло-
вий успешного освоения студентами предметной деятельности по
научной дисциплине как прикладных составляющих базовых про-
фессиональных компетенций. Освоение конкретных и обобщенных
видов воплощенной в научной дисциплине деятельности является
филогенетически обусловленной формой получения знаний и освое-
ния развивающейся практики, ибо во всех теоретических обобщени-
ях и понятиях науки аккумулируется специфическая человеческая
деятельность (принцип деятельности в образовании [1]). В деятель-
ности человека раскрываются связи и отношения вещей, означен-
ность информации [2], формируются научно-ценностные ориентиры
и морально-этические нормы [3]. Благодаря творческой активности
человек пополняет свои знания об окружающем мире, повышает их
глубину и качество, развивает способности, приобретает профессио-
нальную квалификацию.
Многосторонни функции деятельности учащихся в образовании:
освоение и углубление знаний, овладение видами деятельности в
теории и на практике, освоение способов решения учебных и научно-
производственных проблем и задач, формирование современного
способа мышления, развитие способностей и приобретение опыта
научного исследования и творчества.
Наполненная деятельностным содержанием КСР студентов пре-
вращается в инструмент достижения высоких образовательных ре-
зультатов через посредство формирования умений и опыта деятель-
ности по научной дисциплине. Так, в КСР по физике, посвященной
решению
прямой задачи кинематики, студенты вспоминают и осваи-
вают различные кинематические характеристики через освоение спо-
собов их нахождения с использованием кинематического уравнения
движения.
Пример прямой задачи кинематики.
Движение материальной
точки задано уравнением:
r
= (
A
+
Bt
2
)
i
+
Ct
j
, где
А
= 10 м,
В
= –5 м/с
2
,
С
= 10 м/с. Запишите уравнение движения точки в параметрической
(координатной) форме. Получите уравнение и начертите траекторию
точки. Найдите выражения для скорости
v
(
t
) и ускорения
a
(
t
). Для
момента времени
t
= 1с вычислите: модули скорости, полного, тан-
генциального и нормального ускорений, а также радиус кривизны
траектории и угол между скоростью и полным ускорением [4].
До-
полнительно:
определите импульс точки и силу, действующую на
нее в этот момент времени. Массу материальной точки принять рав-
ной 1 кг.
Требование задачи формулируется подробно, чтобы указать все
действия, которые должен выполнить и осознать студент. Для обес-
печения индивидуальной учебно-познавательной деятельности каж-
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook