Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива - page 5

Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива
5
3.
Вычисление модуля орбитального момента импульса электро-
на
с использованием оператора квадрата модуля момента импульса
2
L
=
2
L
 
     
 
=
2
L
 
   
 
и проверка по орбитальному квантовому числу:
L
=
( 1).
l l
4.
Пространственное квантование момента импульса электрона
с вычислением проекции момента импульса
L
z
и углов θ = arctg(
L
z
/
L
)
с направлением внешнего магнитного поля.
5.
Конструирование электронной оболочки атома
путем
изобра-
жения в полярных координатах распределения плотности вероятно-
сти электрона в зависимости от угла θ в виде огибающей кривой, со-
единяющей концы радиус-векторов, длины которых пропорциональ-
ны плотности вероятности.
В этой самостоятельной работе студенты осуществляют самопро-
верку в соответствии с рекомендациями, содержащимися в самом за-
дании. Но все же, отмечая выполнение п. 1 задания, преподаватель
обращает внимание студентов на согласованность значений коэффи-
циента 1/
nr
1
в показателе степени экспоненты и энергии
Е
1
/
n
2
элек-
трона с моделью атома Резерфорда – Бора. В п. 3 преподаватель удо-
стоверяется, что при вычислении значения модуля момента импульса
электрона с помощью соответствующего оператора в расчетах сокра-
тились синусы и косинусы координатных сферических углов, и по-
лученный результат совпадает с расчетом модуля момента импульса
электрона с помощью побочного квантового числа. При контроле п. 5
преподаватель сверяет расчеты студентов с известными изображени-
ями оболочек распределения плотности вероятности для различных
случаев [5].
Конкретная учебно-методическая цель КСР ставится и в тех слу-
чаях, когда самостоятельная работа студентов связана с различными
учебными мероприятиями: рубежным контролем, семестровым до-
машним заданием и т. п. Как показывает практика, простое выполне-
ние семестрового домашнего задания в аудитории на КСР-занятии ма-
лоэффективно и дискредитирует саму идею внеаудиторного самостоя-
тельного решения задач студентами. При включении в КСР разбора
домашнего задания преподаватель формулирует конкретную учебно-
познавательную цель. Например, в задачах № 2 семестрового домаш-
него задания по физике на применение законов сохранения момента
импульса и энергии целью является обучение студентов составлению
уравнений этих законов при различных типах соударений тел, вычис-
ление моментов инерции тел относительно конкретных осей вращения
и др.; в домашнем задании № 3 первого модуля по физике – обучение
1,2,3,4 6,7,8
Powered by FlippingBook