Использование интерактивных методов при выполнении и самопроверке домашних заданий по физике - page 1

Использование интерактивных методов при выполнении домашних заданий по физике
1
УДК 378.147
Использование интерактивных методов
при выполнении и самопроверке
домашних заданий по физике
© И.С. Яковенко, А.В. Купавцев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обсуждается возможность использования пакета Maple студентами младших
курсов высших учебных заведений для выполнения и самопроверки домашнего зада-
ния по физике. Самопроверка является обязательной составляющей каждого тех-
нического проекта и важнейшим элементом обучения и самообучения естествен-
ным наукам. Показаны различные способы и средства самоконтроля при выполне-
нии домашнего задания о затухающем колебании.
Ключевые слова:
язык пакета Maple, механические затухающие колебания, ком-
пьютерная самопроверка решения физической задачи.
Одним из перспективных направлений в обучении физике студен-
тов технического университета является использование персональных
компьютеров в образовательном процессе. Современное программное
обеспечение позволяет легко и быстро выполнить рутинную состав-
ляющую семестровых домашних заданий и курсовых проектов, значи-
тельно увеличить наглядность, а также интерактивность курса общей
физики в технических университетах. Графические возможности та-
ких программных пакетов, как Maple, Mathema-tica, MATLAB, позво-
ляют разрабатывать демонстрационные и методические материалы,
которые развивают классический курс за счет элементов программи-
рования и математического моделирования. Учебно-методические ма-
териалы на основе современных математических программных паке-
тов дают возможность студентам проводить исследования в различ-
ных областях математики, физики и техники.
Близость математического языка и синтаксиса языка символьных
вычислений пакета Maple делает использование последнего интуи-
тивно понятным и не требует каких-либо дополнительных навыков
программирования на начальном уровне [1]. Обучение основным
конструкциям языка может быть включено непосредственно в про-
цесс решения учебных задач и проблем. Ниже приведем пример ре-
шения задачи из семестрового домашнего задания по физике.
По условию задачи, студенту необходимо провести исследование
колебательной системы в виде горизонтального пружинного маятни-
ка, в которой происходят затухающие колебания. При этом заданы
значения массы
m
, постоянной силы трения
r
и постоянной упруго-
сти пружины
k
, а также длина
l
0
нерастянутой пружины, длина пру-
1 2,3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook