Анализ эмоционального отношения к учению при обучении одаренных детей естественно-научным дисциплинам в профильных образовательных учреждениях - page 2

С.Ю. Капустина, А.В. Кравцов
2
альной одаренностью легко овладевают основополагающими понятия-
ми, легко запоминают и сохраняют информацию. Развитая способность
переработки информации позволяет им преуспевать во многих обла-
стях знаний. Дети с академической одаренностью показывают высокие
результаты в изучении какого-то определенного вида деятельности или
школьного предмета, при этом по всем остальным дисциплинам до-
стижения достаточно низкие. Особенно можно выделить творческую
одаренность (творческое, продуктивное мышление). Всякая одарен-
ность — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об
одаренности [1]. Таким образом, можно условно считать, что дети, изу-
чающие углубленно физику и математику, являются академически
одаренными.
Важная роль в реализации академической одаренности принад-
лежит отношению учащихся к изучаемому предмету, осознанию ими
побудительных мотивов, которые движут ими в учебной деятельно-
сти. В настоящее время большое внимание уделяется метапредмет-
ному подходу, формированию универсальных учебных действий, по
принятой терминологии, компетенций, позволяющих работать с раз-
ного вида информацией в различных предметных областях. Это тре-
бует внимательного изучения вопросов мотивации учащихся и их от-
ношения к учению.
В данной работе при проведении исследований учащиеся были
протестированы на эмоциональное отношение к учению. При этом
использовался модифицированный опросник Ч.Д. Спилбергера для
изучения уровней познавательной активности, тревожности и нега-
тивных эмоциональных переживаний [2]. С учетом этих показателей
было выделено 13 уровней эмоционального отношения к учению (см.
таблицу). Диагностика эмоционального отношения к учению прово-
дилась с учащимися девятых классов (40 человек) лицея № 1580 при
МГТУ им. Н.Э. Баумана. Параллельно проводилось тестирование на
тип школьной мотивации. Учебные успехи определяли по результа-
там Государственной итоговой аттестации по физике 2012 г. Макси-
мальное число баллов за работу составляло 36.
Уровни эмоционального отношения к учению
Уровень
Интерпретация
Оценка, %
1
Продуктивная мотивация и позитивное
эмоциональное отношение к учению
12,5
2
Позитивное отношение к учению
22,5
3
Переживание «школьной скуки»
2,5
4
Диффузное эмоциональное отношение
к учению
27,5
1 3,4,5,6
Powered by FlippingBook