Анализ эмоционального отношения к учению при обучении одаренных детей естественно-научным дисциплинам в профильных образовательных учреждениях - page 4

С.Ю. Капустина, А.В. Кравцов
4
личных образовательных учреждений, у авторов имеются сомнения,
несмотря на оценку, близкую к рассмотренной выше, что они смогут
добиваться поставленных целей. Для таких учащихся ведущими моти-
вами являются боязнь наказания со стороны школы, семьи и социальное
одобрение (родителями, педагогами, одноклассниками). Для этих уча-
щихся важным является одобрение, признание их успехов со стороны
родителей, и они учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощ-
рения при значимости наказания, порицания за учебные неудачи. Такие
учащиеся учатся из-за страха быть наказанными, особенно со стороны
семьи, где они боятся быть неуспешными и неспособными. Обучение
таких учащихся, как правило, носит характер «дрессировки». Они могут
хорошо справляться с типовыми заданиями, но затрудняются при вы-
полнении заданий творческого характера, так как боятся ошибиться и
тем самым вызвать неудовольствие родителей или педагогов.
В исследовании использовался многошкальный опросник «Типы
школьной мотивации». Ниже приведены определяемые типы:
1а — Престижность учебы в классе
1б — Престижность учебы в семье
2 — Познавательный интерес
3 — Мотивация достижения
4 — Мотив социального одобрения со стороны других людей
4а — Мотив социального одобрения одноклассниками
4б — Мотив социального одобрения педагогами
4в — Мотив социального одобрения родителями
5 — Боязнь наказания (порицания) со стороны других людей
5а — Боязнь наказания со стороны школы
5б — Боязнь наказания со стороны семьи
6 — Осознание социальной необходимости
7 — Мотив общения
8 — Внеучебная школьная мотивация
9 — Мотив самореализации
10 — Влияние одноклассников
11 — Влияние семьи
12 — Влияние школы
У одного учащегося может быть несколько равновыраженных
типов мотивации, поэтому сумма значений по образовательному
учреждению может превышать 100 %.
Проведенное исследование типа школьной мотивации среди не
только девятиклассников, но и других учащихся лицея (всего 79 чело-
век) показало, что ведущим мотивом для старшеклассников является
осознание социальной необходимости. Как основной этот мотив харак-
терен для 70 % учащихся. Для них важным является стремление быть
образованным человеком. Школьники с преобладанием этого типа мо-
тивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хо-
рошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
1,2,3 5,6
Powered by FlippingBook