Улучшение аэродинамических характеристик летательных аппаратов - page 4

А.И. Хлупнов
4
В настоящее время основное внимание уделяется активным ме-
тодам воздействия на обтекание высокоскоростных летательных ап-
паратов, позволяющим не только стабилизировать пограничный
слой, но и формировать желаемый режим течения в выбранной обла-
сти на поверхности летательного аппарата.
В [4] предложен способ управления аэродинамическими характери-
стиками несущей поверхности путем изменения конфигурации несущей
поверхности при подаче или отсосе воздуха через клапаны герметично-
го отсека. При этом управление осуществляют посредством создания
перепада давления между секциями несущей поверхности за счет изме-
нения конфигурации эластичных поверхностей герметичных секций по
всей несущей поверхности (рис. 5). Крыло содержит жесткий каркас,
состоящий из горизонтального
1
и вертикального
3
силового набора,
эластичной оболочки
4
, которые в совокупности образуют систему гер-
метичных секций
2
, соединенных управляемыми клапанами
5
. Эла-
стичная оболочка на участках, не подкрепленных каркасом, может де-
формироваться внутрь или наружу, изменяя конфигурацию всей несу-
щей поверхности. Управление аэродинамическими характеристиками
несущей поверхности осуществляется с помощью пневматической си-
стемы и управляемых клапанов. При уменьшении давления образуется
впадина, а при увеличении – горб. В результате изменяется не только
кривизна профиля, но и аэродинамические характеристики профиля.
а
б
Рис. 5.
Деформируемая несущая поверхность:
а
– поперечное сечение;
б
– разрез секции
1,2,3 5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook