Энергетический баланс самолета с шасси на воздушной подушке - page 5

Энергетический баланс самолета…
5
различные параметры СШВП. При одинаковой площади ВП уменьше-
ние удлинения увеличивает остойчивость самолета на грунте и воде,
делает самолет более безопасным при скольжениях, увеличивает про-
фильное сопротивление и существенно повышает волновое гидроди-
намическое сопротивление при больших скоростях движения.
С увеличением удлинения уменьшается аэродинамическое про-
фильное сопротивление, но увеличивается волновое сопротивление
при малых скоростях движения в зоне горба сопротивления. Если за-
пас тяги на горбе сопротивления достаточен, то выгодно увеличивать
удлинение ВП.
Удлинение во многом определяется размерами фюзеляжа. Реша-
ющим фактором при выборе удлинения является поперечная остой-
чивость СШВП при боковом скольжении по взлетной полосе. Удли-
нение ВП — результат компромисса при разрешении целого ряда
проектно-компоновочных противоречий. Специалисты ЦАГИ счита-
ют оптимальным с точки зрения достижения минимального гидроди-
намического сопротивления значение
п
= 1,5…2,5. Для транспорт-
ных самолетов это значение иногда соответствует возможностям
базовой конструкции.
Коэффициент подъемной силы самолета на взлетном режиме
разбега
взл
C
. Для транспортных самолетов
взл
C
=
1,5…2,1. Наличие
на борту СШВП энергоузла в виде силовой установки ШВП может
быть использовано для организации энергетической механизации
крыла (например, обдувки закрылков и зависающих элеронов). В этом
случае можно рассчитывать на получение значений
взл
C
=
3,5…6,0
[3, 4], что понижает энергетическое качество шасси, но в целом вы-
годно для самолета, так как уменьшаются дистанция разбега и ско-
рость отрыва.
Коэффициент относительной площади ВП
п п кр
/
S = S S
. Стати-
стические исследования фюзеляжей существующих транспортных и
пассажирских самолетов показали, что подфюзеляжная площадь,
пригодная для оборудования под ней ШВП, зависит от взлетной мас-
сы самолета [5].
Наименьшие возможности для эффективного использования ШВП
имеют легкие самолеты. Для них необходимо встраивать в конструк-
цию планера платформу ШВП значительных размеров. На транспорт-
ных самолетах со взлетной массой до 300…400 т (Ан-8, Ил-76, С-130,
С-5А, Ан-124 и др.) планер имеет большую подфюзеляжную площадь,
пригодную для организации ВП без значительной трансформации
конструкции.
В зависимости от конструкции фюзеляжа исходную площадь
днища фюзеляжа можно увеличить на 25…35 %, а для легких самоле-
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook