Энергетический баланс самолета с шасси на воздушной подушке - page 7

Энергетический баланс самолета…
7
Очевидно, что при
п
const
h =
значение
ШВП
K
при прочих равных
условиях с увеличением взлетной массы остается неизменным и энер-
говооруженность подъемного комплекса будет постоянной для СШВП
разной взлетной массы. При
= const
h
, т. е. при сохранении абсолютной
высоты зазора, одинаковой для СШВП разной взлетной массы, энерго-
вооруженность подъемного комплекса с увеличением взлетной массы
будет уменьшаться.
Экспериментальные исследования, проведенные в Московском
авиационном институте под руководством д-ра техн. наук, профессо-
ра В.В. Мальчевского, показали, что с уменьшением зазора увеличи-
ваются силы трения и повышается интенсивность изнашивания
ограждения. Однако в ходе этих же исследований выявлено, что при
h
≥ 5…6 мм дальнейшее увеличение зазора не приводит к заметному
уменьшению коэффициента трения.
Сила трения гибкого ограждения по поверхности взлетно-поса-
дочной полосы и соответственно интенсивность изнашивания и ре-
сурс зависят от многих факторов, в том числе от нагрузки на купол
ВП (веса СШВП), степени разгрузки СШВП силами ВП, конструк-
ции гибкого ограждения, избыточного давления в пневмобаллоне,
типа поверхности аэродрома (грунт, снег, песок, дерн, бетон и т. д.),
неровностей аэродрома и, наконец, от высоты зазора между огражде-
нием и поверхностью аэродрома. Последнее в основном определяет-
ся параметрами нагнетательного комплекса ШВП. Следует напом-
нить, что давление в ВП обусловливает степень разгрузки веса
самолета, а расход — высоту висения самолета с ШВП или уровень
преодолеваемых неровностей.
Считается, что увеличение зазора свыше 10 мм не приводит к за-
метному снижению сопротивления трения ограждения. При сохране-
нии абсолютного зазора постоянным требуемая энерговооруженность
ШВП существенно уменьшается с увеличением взлетной массы.
Например, требуемая энерговооруженность подъемного комплекса
ШВП самолета взлетной массой 1000 т будет в 10 раз меньше энерго-
вооруженности силовой установки геометрически подобного самолета
с ШВП взлетной массой 1 т. Таким образом, реализуется реальная
возможность на тяжелых и сверхтяжелых самолетах достигать высо-
кого весового совершенства.
На практике для легких самолетов, в силу ограничений по мощ-
ности подъемных двигателей, выгодно использовать зависимость
п
const
h =
, т. е. с уменьшением взлетной массы уменьшать абсолют-
ную высоту парения вплоть до полного контакта, а для тяжелых са-
молетов, начиная с некоторой взлетной массы, сохранять зависи-
мость
= const
h
(см. рис. 2).
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11
Powered by FlippingBook