Принципы согласования базовой компоновки колесного самолета с шасси на воздушной подушке - page 3

Принципы согласования базовой компоновки колесного самолета…
3
Рис. 3.
Вид сбоку ЛТС, адаптированного под ШВП
Интеграция платформы ШВП в планер требует во всех случаях
изменения (увеличения) площади горизонтального и вертикального
оперений (ГО и ВО). Для парирования больших дестабилизирующих
моментов от платформы ШВП с выпущенными щитками дополни-
тельно необходима организация обдувки ГО струями воздушного
винта, что реализовано на модификации ЛТС с ШВП. Для обеспече-
ния управляемости самолета на режимах взлета, посадки и особенно
рулежки требуются мероприятия по улучшению путевой управляе-
мости. К наиболее простым из них относятся дифференциальное
управление тягой маршевых двигателей и замена однокилевого ВО
двухкилевым с разнесением ВО их по краям ГО и размещением в
зоне обдува струями воздушных винтов. Кроме прямых функций
улучшения путевой управляемости самолета, в том числе с одним
отказавшим ТВД, последнее решение позволяет повысить эффектив-
ность ГО и существенно снизить нагрузки (крутящий момент) на фю-
зеляж, ослабленный вырезом под грузовую хвостовую рампу.
Важнейшими задачами при компоновке самолета с ШВП являет-
ся выбор нагнетательного комплекса и принципа размещения его на
самолете. Увеличение миделя платформы ШВП для установки нагне-
тательного комплекса на платформе или по бокам фюзеляжа (как на
ХС-118 «Баффало») приводит к ряду негативных факторов, из кото-
рых наиболее критичны существенные потери аэродинамического
качества самолета при крейсерском полете и во взлетной конфигура-
ции. Самым рациональным компоновочным решением является раз-
мещение нагнетателей в носовой части фюзеляжа, перед кабиной [3].
Это решение обладает рядом преимуществ. К наиболее важным из
них можно отнести минимизацию площади миделя в крейсерской
конфигурации, меньшую вероятность загрязнения воздухозаборни-
ков, отсутствие «поршневого эффекта» и связанное с этим улучше-
ние проходимости по неровностям, снижение балансировочных по-
терь во взлетной конфигурации с выпущенным ограждением ВП, об-
легчение доступа к нагнетательному комплексу при обслуживании.
Для базовой схемы ЛТС размещение нагнетательного комплекса
в носовой части фюзеляжа вызывает значительное смещение цен-
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook