Background Image
Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

Г.В. Кулаков, Ю.В. Коновалов, А.А. Косауров, Б.А. Каширин, А.В. Кузнецов

2

Важной особенностью программного средства MARС является

возможность решения связанных (fully coupled) высоконелинейных

задач, позволяющих исследовать термомеханическое поведение кон-

струкции с учетом автоматического контактного взаимодействия не-

ограниченного числа тел с изменяющимися свойствами без каких-

либо упрощений геометрических форм.

Программный комплекс MARC имеет удобный и простой интер-

фейс, а при моделировании мультиконтактного взаимодействия в от-

личие от многих других САЕ-систем не требует наличия специальных

«интерфейсных» или «промежуточных» элементов между контакти-

рующими телами и поверхностями, что значительно упрощает процесс

моделирования.

Авторами накоплен большой опыт моделирования поведения твэ-

лов легководных реакторов с использованием программного комплек-

са MARC [2–4]. В этих и других работах показана принципиальная

возможность и приведены примеры такого моделирования. Применя-

емый авторами подход методически близок к методу прогнозирования

надежности и долговечности элементов конструкций высокого давле-

ния [5, 6].

В настоящей статье рассмотрено моделирование поведения узлов

твэлов РБМК и ВВЭР при различных режимах эксплуатации реакто-

ров с применением программного комплекса MARC для решения

следующих задач:

термомеханическое поведение твэла РБМК-1000 в режиме за-

грузки «на ходу»;

термомеханическое мультиконтактное взаимодействие топлив-

ных таблеток реактора ВВЭР с гермоузлом при нестационарных ре-

жимах работы (всплеск энерговыделения) в 2D- и 3D-постановках;

влияние растрескивания топливных таблеток реакторов ВВЭР

и РБМК на напряжения и деформации.

Моделирование термомеханического поведения твэла реак-

тора РБМК-1000 в режиме загрузки «на ходу».

Исследовано пове-

дение фрагмента конструкции длиной около 20 см нижнего участка

твэла РБМК, установленного в участок опорной решетки и зафикси-

рованного фигурным кольцом. Был рассмотрен случай заклинивания

верхней 10-й таблетки топлива с оболочкой при свободном переме-

щении таблеток, жестком закреплении опорной решетки и отсут-

ствии технологического зазора между фигурным кольцом и опорной

решеткой. Форма участка исследуемой области опорной решетки бы-

ла принята цилиндрической. Размеры и форму фигурного закрепля-

ющего кольца, а также таблеток топлива рассматривали без упроще-

ния геометрических параметров.

Минимально возможное расстояние между таблетками принима-

ли равным 0,01 мм, т. е. не более зоны шероховатости. В случае воз-