Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Т.И. Орлянская

2

мощностных возможностей двигателей, т. е. вводя в рассмотрение

мощностной критерий качества управления, который обеспечил бы

работу привода на заданном значении номинальной мощности в ши-

роком диапазоне изменения нагрузки.

Вновь вводимый мощностной критерий качества управления при-

водом может быть реализован с помощью принципов адаптивного

управления [1–3]. Целью адаптивного управления в системе является

наиболее эффективное использование энергетических возможностей

привода в широком диапазоне изменения нагрузки. Адаптивное

управление строится в классе самонастраивающихся систем, харак-

терной особенностью которых является наличие основных контуров

управления, составляющих собственно неадаптивный привод, и кон-

туров самонастроек, придающих приводу адаптивные свойства [4–7].

В качестве основных контуров управления, как правило, исполь-

зуются типовые системы управления. При этом предполагается, что

алгоритмы управления и номинальные значения параметров регуля-

торов выбираются с помощью обычных методов теории автоматиче-

ского управления. В связи с этим задача разработки адаптивного ис-

полнительного привода сводится к определению числа и диапазонов

изменения варьируемых параметров регуляторов, а также к опреде-

лению структуры и параметров контура самонастройки, обеспечива-

ющего заданные адаптивные свойства системы.

Структура контура самонастройки определяется видом типовой

системы управления, спецификой функционирования исполнитель-

ных механизмов и задачами самонастроек.

Учитывая изложенное выше, рассмотрим разработку структурной

схемы адаптивного исполнительного привода на основе электропри-

вода постоянного тока, имеющего одноконтурную структурную схему

системы управления с обратной связью по скорости. Предполагаем,

что изменениями приведенного к валу двигателя момента инерции

можно пренебречь, что имеет место, например, в приводах выдвиже-

ния «руки» транспортных портальных роботов типа РТ-10, РТ-20.

Задачами контура самонастройки являются:

– оценка текущего значения момента сопротивлений;

– выбор оптимальной скорости с учетом выбранного мощностно-

го критерия качества;

– сравнение программного задания по скорости с оптимальным и

выработка в случае их неравенства адаптивного сигнала на корректи-

ровку программного задания по скорости;

– оценка непрограммируемых изменений параметров системы;

– выработка адаптивного сигнала на компенсацию изменений па-

раметров системы управления.

Эти задачи решаются введением в структуру контура самона-

стройки анализатора момента сопротивлений и устройства самона-

стройки.