1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

Повышение эффективности работы двигателей внутреннего сгорания…

1

УДК 62-791.2

Повышение эффективности работы двигателей

внутреннего сгорания путем мониторинга

состояния рабочих технологических жидкостей

© Д.М. Мельников, И.Н. Шиганов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Разработан метод определения концентрации механических примесей в гидравличе-

ском масле АМГ-10, выбранном в качестве модельной среды. Метод можно исполь-

зовать для концентраций примесей 0,5…10,0 мг/дм

3

с точностью не более 5 %.

Ключевые слова:

лазер, эффективность, масла, загрязнения.

Введение.

В настоящее время актуальной задачей является по-

вышение эффективности работы двигателей гражданской и военной

техники. Загрязнение рабочего смазочного материала приводит

к снижению КПД двигателей, что создает определенные проблемы

при их эксплуатации. Источниками загрязнений служат механиче-

ские примеси, пыль, нагар, вода и др.

Ранее в работе [1] был предложен метод экспресс-контроля качества

нефтепродуктов, заключающийся в считывании лазерного излучения,

отраженного от поверхности вещества в процессе его застывания. Ме-

тод отличался информативностью и универсальностью, на его основе

можно было определить набор качественных параметров вещества.

Перед разработчиками двигателей современной гражданской

и военной техники всегда стоит задача достижения оптимальных по-

казателей с точки зрения энергетической эффективности работы дви-

гателей. Улучшение показателей двигателей внутреннего сгорания

(ДВС) может быть достигнуто различными способами, одним из ко-

торых является совершенствование смазочных материалов. Однако

загрязнение, обводнение, несвоевременная замена масел сводят на

нет все усилия ученых так же, как и производство изначально нека-

чественных продуктов.

Снижение мощности двигателей только по причине износа, отра-

ботки смазочного материала и подобных процессов может достигать

30 % [2], и это сегодня является серьезной проблемой. Речь идет не

только о повышении расходов на топливо и обслуживание двигате-

лей, но и о снижении конкурентоспособности техники, что создает

проблему уже в масштабах всей страны.

Серьезнейшей причиной снижения КПД двигателей внутреннего

сгорания является загрязнение рабочего смазочного материала вслед-

ствие образования нагара, попадания в двигатель пыли, механиче-