Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

С.В. Соловьев

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016

Практика работы в составе группы анализа службы управления

полетом КА показывает, что после возникновения каких-либо

аномалий, появления нештатной ситуаций и, как следствие, изменения

программы полета КА один из первых задаваемых вопросов звучит так:

«А на какое время нам хватит оставшихся запасов или ресурсов?».

Ответить на него или сложно, или появляются разного рода «если»,

которые приводят к значительному разбросу величин времени

функционирования или оставшихся ресурсов составных частей КА.

Сразу оговоримся, что задачу прогнозирования можно решить в

рамках послесеансного анализа. В процессе управления оператор

работает с текущей телеметрией и имеет инструменты для отслежи-

вания расходных ресурсов КА. Достоверное определение запасов,

ресурсов и прогнозирование их расхода является самостоятельной

задачей, для решения которой и требуются дополнительные

специальные алгоритмы обработки. Применение подобных алгоритмов

в оперативном контуре управления довольно затруднительно и не имеет

особого смысла, поскольку решения по результатам такого анализа не

являются срочными.

Послесеансный анализ телеметрической информации (ТМИ)

представляет собой самостоятельный и перспективный процесс. Основ-

ным направлением его совершенствования является возможность

прогнозирования функционирования КА — довольно востребованная в

случае возникновения различных аномалий или изменений программы

полета задача при длительных сроках активного существования КА.

Основной метод, позволяющий сформировать количественный

прогноз, базируется на длительном отслеживании изменений отдель-

ного параметра функционирования КА или их группы. Период наблю-

дения начинается с момента выхода на орбиту и длится довольно долго.

В ходе анализа целесообразно использовать значения данного

параметра при наземных испытаниях или при испытаниях в процессе

производства КА. Основным ограничением является промежуток вре-

мени, в течение которого параметр не приблизится к значению, после

которого остается необходимый запас времени для принятия и

реализации решения по выходу из нештатной ситуации. При подобном

подходе четкая методика решения задачи прогнозирования может быть

определена только для каждого конкретного КА. Однако необходимо

учитывать:

— программу полета КА в части выполнения полетных операций;

— текущую ориентацию КА;

— текущую баллистическую информацию;

— планируемые действия КА, его ориентацию и баллистические

данные на последующих интервалах полета.