1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3

2016 1

УДК 00.3+519.6 DOI 10.18698/2308-6033-2016-03-1473

Исследование точностных характеристик комплекса

алгоритмов терминального наведения перспективного

пилотируемого космического корабля на конечном

участке спуска в атмосфере Земли

© С.И. Кудрявцев

ФГУП ЦНИИмаш, Королёв, 141070, Россия

Рассмотрена задача обеспечения высокой точности посадки возвращаемого аппа-

рата (ВА) скользящего типа перспективного пилотируемого космического кораб-

ля. Актуальность данной задачи обусловлена необходимостью переноса районов

посадки с территории Республики Казахстан на территорию России. Для решения

задачи предполагается использование комбинированной системы управления спус-

ком (СУС), осуществляющей на конечном участке спуска высокоточное терми-

нальное наведение по информации от спутниковой навигационной системы. При-

ведено краткое описание разработанного комплекса алгоритмов терминального

наведения. Рассмотрены методические вопросы исследований, выполненных с ис-

пользованием модифицированного программного комплекса баллистического обес-

печения спусков кораблей «Союз ТМА-М». Представлены результаты статисти-

ческого моделирования работы комбинированной СУС, включающего моделирова-

ние автономного управления спуском до восстановления радиосвязи с навига-

ционными спутниками и моделирование терминального наведения на конечном

участке спуска. Показано, что ошибка приведения ВА в прицельную точку не пре-

вышает допустимой величины 1 км.

Ключевые слова:

возвращаемый аппарат, высокоточная посадка, комбинирован-

ная система управления, комплекс алгоритмов, терминальное наведение.

Введение.

Приоритетной задачей российской космонавтики являет-

ся повышение точности посадки пилотируемых возвращаемых аппара-

тов (ВА) скользящего типа до нескольких километров. Решение данного

вопроса позволит перенести районы посадки с территории Казахстана

на территорию России, повысить безопасность экипажей, снизить за-

траты на поиск и эвакуацию. Задачей бортовой системы управления

спуском (СУС) в данном случае является обеспечение приведения ВА в

точку начала работы парашютно-реактивной системы мягкой посадки с

ошибкой не более 1 км.

В данной работе содержатся результаты проведенных исследований

возможных точностных характеристик системы управления и, кроме

того, был учтен практический опыт работ по баллистико-навига-

ционному обеспечению спусков транспортных пилотируемых кораблей

типа «Союз» различных модификаций.

Принципы построения комбинированной системы управления

спуском.

Для решения поставленной задачи целесообразно применение