Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

В.А. Соловьёв, В.Е. Любинский, В.В. Ивашкин

10

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2016

В процессе полета космических аппаратов экспедиции их удале-

ние от Земли может достигать значительной величины, что приводит

к увеличению продолжительности прохождения радиосигнала между

НКУ и ними. Этот фактор негативно влияет на возможность НКУ

управлять космическим аппаратом в быстротекущих процессах и по-

летных операциях, а также в различных ситуациях, требующих быст-

рого реагирования на них. Так, например, расстояние между Землей

и ГБ, расположенным у Апофиса, в некоторые периоды его продол-

жительного полета может составлять до 300 млн км, соответствую-

щая ему задержка сигнала — до ~17 мин, а увеличение продолжи-

тельности цикла управления (получение информации с космического

аппарата → ее оценка и принятие решения по ее результатам → вы-

дача на аппарат управляющих воздействий и их исполнение на его

борту) — до ~35 мин. В связи с этим, а также в случае вынужденного

прерывания связи между НКУ и космическим аппаратом должна

быть обеспечена возможность полноценного автономного управле-

ния полетом со стороны бортовых управляющих звеньев — БКАУ

для ГБ, БКАУ и (или) экипажа для ПМК и ВПА.

На всех этапах экспедиции в процессе управления полетом ПМК,

ВПА и ГБ БКАУ, в состав которого входит высокопроизводительная

бортовая ЭВМ, обладающая развитым искусственным интеллектом,

на каждом из этих космических аппаратов должны выполнять сле-

дующие функции. Прежде всего, это непрерывный контроль состоя-

ния и функционирования космического аппарата в целом и состав-

ляющих его систем, важной целью которого является обнаружение

отклонений от нормы, способных привести к невыполнению задач

полета и нарушению условий безопасности экипажа. В случае выяв-

ления таких отклонений БКАУ должен реализовать срочные меры по

парированию их негативного влияния на полет и оповестить НКУ и

экипаж космического аппарата о возникшей аномальной ситуации

для их привлечения к реагированию на нее. В число функций БКАУ

должно также входить баллистико-навигационное обеспечение поле-

та, задачей которого является определение фактической траектории

движения, параметров маневров, изменяющих или корректирующих ее,

а также ряда баллистических данных, необходимых для выполнения

экипажем и самим БКАУ некоторых функций управления полетом.

БКАУ должен также осуществлять управление постоянной работой

бортовых систем космического аппарата и их функционированием в

соответствии с планом полета и по заданиям, получаемым от экипажа и

НКУ в виде цифровых программ. Кроме того, вычислительные мощно-

сти БКАУ должны использоваться экипажем для решения ряда таких

задач, как, например, планирование полета, диагностирование отклоне-