Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

О.В. Короткая

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 12·2016

Таким образом, приобретает актуальность разработка методики,

которая позволила бы свести анализ прочностных характеристик

конструкции к решению задач со значительно меньшей размерностью

конечно-элементных моделей. Для осуществления этого предлагаем

использовать метод подконструкций в комплексе с учетом цикличе-

ской симметрии [2].

Работы в направлении конечно-элементного моделирования ЖРД

проводятся в Германии [3], США [4–6], Индии [7–9], Китае [10]. Не-

смотря на некоторые успехи зарубежных коллег в использовании

МКЭ для расчетов камер сгорания ЖРД, отметим, что точность таких

расчетов оставляет желать лучшего.

Идеи трехмерных расчетов высказывались еще в 1970-х гг., одна-

ко ввиду недостаточных мощностей вычислительной техники возни-

кали сложности при их реализации. В связи с этим в настоящее время

при проведении расчетов используют простейшие двумерные модели

или сильно упрощенные трехмерные модели, которые не позволяют

с необходимой степенью точности оценить напряженно-деформиро-

ванное состояние (НДС) конструкции. Именно поэтому приходится

проводить многочисленные стендовые испытания.

В настоящей статье изложена методика создания оптимальной

конструкции, позволяющая с помощью трехмерных конечно-элемент-

ных моделей подконструкций [11–21], полностью отражающих ре-

альную геометрию изделия, точно определить НДС маршевого дви-

гателя без проведения огневых испытаний. Предлагаемая методика

позволяет также проводить анализ двигателя в постановке задачи ма-

лоцикловой усталости, т. е. ракетного двигателя многоразового ис-

пользования, где в рамках каждого цикла нагружения предполагается

несколько режимов работы двигателя.

Описание методики.

Проведение расчета на прочность с исполь-

зованием МКЭ [22] приводит к анализу довольно громоздких конечно-

элементных моделей. Учет физически нелинейных свойств материа-

лов, сложность конструкции делают прямую конечно-элементную

аппроксимацию практически невозможной. Кроме того, существен-

ные трудности возникают при численной реализации циклического

процесса нагружения с учетом нескольких режимов работы в преде-

лах каждого цикла. Не полностью решена проблема оптимизации

геометрии тракта охлаждения для повышения прочности камеры сго-

рания [3].

В связи с этим разработана методика расчета камеры сгорания и

сопловой части ЖРД (рис. 1).

Предлагаемая методика состоит из двух последовательно выполня-

емых шагов: 1) оптимизации геометрии тракта охлаждения; 2) уточнен-

ного поверочного расчета с использованием подконструкций. В свою

очередь каждый из этих шагов включает в себя несколько этапов.