Previous Page  3 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 19 Next Page
Page Background

Анализ концепции долговременной орбитальной станции…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017 3

Рассмотрим возможные способы снижения расходов на создание и об-

служивание ОС. Во всех проанализированных вариантах многоразового

буксира масса рабочего тела сопоставима с массой полезной нагрузки и

вносит основной вклад в грузопоток к станции, превышая ее собственный.

Снизить его, уменьшив характеристическую скорость выведения на ГСО, поз-

волит использование приэкваториальной рабочей орбиты ОС [9]. Эта орбита

также имеет ряд достоинств, облегчающих условия работы ОС.

Приэкваториальная орбита (вплоть до наклонения опорной орбиты

космодрома Куру — около 5,5°) не проходит через Бразильскую магнитную

аномалию и вследствие этого обеспечивает размещенной на ней ОС уро-

вень радиационной дозовой нагрузки, на несколько порядков меньший су-

ществующего на МКС, и определенную защиту от солнечных вспышек (со-

гласно расчетам в программном пакете OMERE, годовая доза за защитой

1 г/см

2

на высоте 500 км не превышает 0,1 рад). Большее расстояние до ра-

диационных поясов дает возможность повысить орбиту ОС до 500…600 км и

сократить расходы топлива на поддержание орбиты. Следует отметить, что

большая линейная скорость вращения Земли при пуске на приэкваториальные

наклонения повысит массу полезной нагрузки ракет, стартующих к ОС.

Подобное уникальное расположение ОС позволяет применять следую-

щие технические решения:

1)

построение ОС на базе модулей из надувных отверждаемых кон-

струкций [10]. Низкая экспозиционная доза радиационного облучения поз-

воляет ограничиться надувными оболочками в качестве массовой защиты, а

практически отсутствующее атмосферное сопротивление не приведет к

значимым потерям характеристической скорости. Применение таких кон-

струкций позволит получить значительный герметичный объем отсеков,

превышающий объемы под головными обтекателями ракет-носителей, и

удешевит разворачивание ОС в расчете на единицу рабочего объема;

2)

использование для поддержания орбиты и маневров ОС вместо хи-

мических ракетных двигателей на высококипящих компонентах двигателей

меньшей мощности вплоть до термоэлектрических и газореактивных. Ма-

лые потери характеристической скорости ОС (вплоть до 0,1 м/с в год на

высоте 600 км) позволяют использовать подобные двигатели в проекте.

Они существенно проще и дешевле в производстве при отработке и могут

быть доведены до потребной для пилотируемых программ надежности при

относительно небольших расходах в приемлемые сроки [11];

3)

использование солнечных батарей промышленного типа без адапта-

ции к космическому пространству, возможно, совместно с надувными кон-

центраторами солнечного излучения. На рабочей орбите ОС радиационная

деградация батарей будет практически отсутствовать, поскольку накапли-

ваемые дозы невелики, как и концентрация атомарного кислорода. В силу

отсутствия существенного сопротивления атмосферы концентратор сол-

нечного излучения (и иное оборудование ОС) может иметь произвольные

форму и площадь сечения. При этом он может защищать батареи и от уль-

трафиолетового излучения, поглощая его [12]. Таким образом, удельная

стоимость системы энергоснабжения ОС может быть снижена;

4)

использование на конечном этапе доставки грузов на ОС промежу-

точных многоразовых грузовых кораблей. Такие корабли будут подбирать