Previous Page  8 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 19 Next Page
Page Background

И.А. Соболев, В.В. Леонов, Т.В. Волкова, П.М. Бечаснов

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017

пленочных материалов) и минимальным занимаемым объемом в упакован-

ном состоянии. Наддув упакованной конструкции впервые был выполнен в

1960 г. на спутнике «Эхо-1» [22]. Позже было реализовано еще несколько

экспериментальных программ по наддуву космических конструкций. За

последние 10 лет на основе наработок, сделанных НАСА в 1990-х годах в

рамках проекта TransHab [10], компанией Bigelow Aerospace (США) было

запущено в космос три надувных модуля.

Относительно малая жесткость конструктивных элементов надувной

конструкции и необходимость поддержания в ней постоянного внутреннего

давления значительно снижают ее надежность. Поэтому после наддува кон-

струкции ее форму предлагается зафиксировать с помощью отверждаемых

материалов.

Из всего разнообразия отверждаемых материалов [22] наиболее пер-

спективны для создания модуля ОС материалы, отверждаемые при нагреве,

и материалы с отверждающейся пропиткой [23].

Первая группа представляет собой полимерные композиционные мате-

риалы, имеющие матрицу (связующее) и армирующие элементы (наполни-

тель). Спрофилированная на Земле конструкция упаковывается и в состоя-

нии препрега выводится в космос, где распаковывается и надувается с по-

следующим отверждением под действием нагрева (в течение менее чем

часа) от внутреннего источника теплоты.

Материалы второй группы пропитываются специальным веществом,

которое при испарении одного из его компонентов обеспечивает затверде-

вание. Отверждение происходит не в процессе химической реакции, а в ре-

зультате удаления низкомолекулярного летучего растворителя или времен-

ного пластификатора из состава редкосетчатой полимерной матрицы поли-

мерного композиционного материала [22]. Пластификатор испаряется в

космосе под действием вакуума, т. е. без дополнительных энергозатрат. В

качестве основы используются разнообразные технические ткани под кон-

струкции различных форм, а в качестве матрицы (пропитки) — гели термо-

пластичных полимеров (например, системы на основе водных растворов

поливинилового спирта).

Для создания силового набора, заполняющего полости после их надду-

ва, наиболее эффективно применение материалов, вспенивающихся при

попадании в вакуум или при нагреве [22].

В проекте TransHab для крепления самых массивных узлов и агрегатов

предусматривались жесткая центральная (осевая) ферма, а также верхнее и

нижнее днища, на которые устанавливались стыковочные узлы [10]. Кон-

струкция раздувалась только в радиальном направлении.

Модуль BEAM не имеет жесткой центральной (осевой) конструкции,

раздувается и в продольном, и в радиальном направлениях [18]. Оборудо-

вание, отвечающее за наддув, и стыковочный узел крепятся на жесткие пе-

реднее и заднее днища (рис. 2).

В конструкции рассматриваемой в проекте станции для повышения

безопасности экипажа предусматриваются два отсека: основной централь-

ный цилиндрический диаметром около 4 м и вспомогательный торообраз-

ный, крепящийся на центральном и имеющий внешний диаметр 9 м. Оба

отсека имеют герметичное исполнение.