1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017 1

УДК 629.78:532.3 DOI 10.18698/2308-6033-2017-7-1660

Структура течения и гидродинамические воздействия

на возвращаемый аппарат при посадке на воду

© А.О. Павлов

ПАО «РКК «Энергия», г. Королёв, Московская обл., 141070, Россия

Рассмотрен возвращаемый аппарат, входящий в состав пилотируемого транс-

портного корабля нового поколения «Федерация» разработки ПАО «РКК «Энер-

гия» в нештатной ситуации, когда на этапе выведения или спуска аппарат имеет

возможность совершать посадку на водную поверхность с выключенной двига-

тельной установкой. Проанализированы испытываемые аппаратом воздействия

со стороны среды, необходимые для формулирования требований к прочности

конструкции и для анализа допустимости испытываемых экипажем перегрузок

при таком режиме посадки. Представлены результаты компьютерного модели-

рования процесса посадки возвращаемого аппарата с неработающей двигатель-

ной установкой на спокойную водную поверхность при вариации входных динами-

ческих параметров: угол входа в воду и горизонтальная скорость. Приведены ки-

нематические и нагрузочные характеристики возвращаемого аппарата.

Ключевые слова:

посадка на воду, возвращаемый аппарат, компьютерное модели-

рование

Введение.

В настоящее время в ПАО «РКК «Энергия» ведется

разработка пилотируемого транспортного корабля нового поколения

(ПТК НП) «Федерация». В состав корабля входит возвращаемый ап-

парат (ВА), предназначенный для возвращения космонавтов на Зем-

лю (рис. 1), который оснащен парашютно-реактивной системой мяг-

кой посадки, снижающей перегрузки, испытываемые экипажем на

заключительном этапе спуска [1].

В штатной ситуации ВА совершает посадку на сухопутную рав-

нинную безлесную поверхность, допустимый наклон которой лежит

в пределах 10°. На последнем участке спуска он движется на пара-

шютах с постоянной скоростью ~8 м/с. В полете раскрываются опо-

ры посадочного устройства (ПУ) (см. рис. 1). На высоте 5–15 м над

поверхностью посадки в работу включаются сопла посадочной твер-

дотопливной двигательной установки (ПТДУ) вертикального тормо-

жения. Отстрел парашютов происходит только после уменьшения

вертикальной составляющей скорости

в

V

до 2,5 м/с. Включаются

сопла ПТДУ горизонтального торможения и работают до полного

гашения горизонтальной составляющей скорости

г

.

V

При соблюде-

нии штатного режима посадки на момент приземления

в

1, 5,

V

а

г

0, 5

V

м/с [2].