ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 629.365
Анализ зависимостей деформируемости
опорной поверхности. Горизонтальные деформации
В.В. Ларин
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Представлен анализ достоинств и недостатков зависимостей, опи-
сывающих изменение горизонтальной деформации опорной поверхно-
сти под деформаторами и используемых при оценке опорной прохо-
димости безрельсовых транспортных средств (колесных, гусеничных
и других).
E-mail:
Ключевые слова:
транспортное средство, опорная поверхность,
грунт, деформация, вертикальная деформация, деформатор-штамп.
Помимо вертикальных деформаций при оценке опорной прохо-
димости транспортных средств (ТС), движущихся по деформируе-
мым опорным поверхностям (ОП), необходимо знать изменения го-
ризонтальных деформаций поверхностей под их движителями,
определяющих тяговые возможности ТС.
При одновременном приложении вертикальной
z
P
и горизон-
тальных
,
x y
P P
сил появляются дополнительная вертикальная
г
z
h
Δ
и
горизонтальная
г
x
h
деформации грунта (далее для простоты изло-
жения размер деформатора по оси
X
принимаем меньшим, чем по
оси
Y
), которые зависят от отношения нормального давления
z
p
к
несущей способности грунта
г
сд
H
z
p
[1]. При средних и больших зна-
чениях
г
сд
/
H
z z
p p
(рис. 1,
а
) происходит снижение несущей способно-
сти
г
сд
H
z
p
и появляется возможность возникновения дополнительной
вертикальной деформации
г
.
z
h
Δ
При малых значениях
г
сд
/
H
z z
p p
(рис. 1,
б
) грунт испытывает в основном деформации сжатия, тогда
как сдвиги в его массиве и дополнительная вертикальная деформация
г
z
h
Δ
ничтожно малы. Горизонтальные силы могут быть ограничены
двумя факторами: потерей несущей способности со сдвигом массы
грунта в сторону действия горизонтальной силы и скольжением де-
форматора по ОП после преодоления сил сцепления между ними. В
обоих случаях горизонтальная деформация
г
x
h
, или сдвиг
x
j
дефор-
матора, различны.
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...13