ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
2
а также иметь возможность передвигаться по лесу, по мари, по забо-
лоченным участкам, преодолевать водные преграды [1].
Все это ставит задачу создания высокопроходимого и маневрен-
ного транспортного средства относительно небольшой грузоподъем-
ности, способного решать задачи в интересах специальных подразде-
лений силовых структур Российской Федерации. К сожалению, такие
машины отечественная промышленность не выпускает.
Попытки приспособить существующую технику для эксплуата-
ции в специфических горных условиях не позволяют решать постав-
ленных задач. Отсутствие научно-обоснованных методов формиро-
вания технического облика и прогнозирования перспективных
значений определяющих параметров ОЛВКТС сдерживает развитие
этого класса машин.
Одним из этапов формирования технического облика транспорт-
ного средства является определение номенклатуры показателей, ха-
рактеризующих технический уровень разработки, а также ранжиро-
вание этих показателей по степени их влияния на технический облик.
Ранжирование проводят для установления уровней значимости опре-
деляющих параметров. Анализ рангов показателей, характеризую-
щих технический уровень конкретного изделия или семейства ОЛВ-
КТС, на дальнейших этапах формирования технического облика
позволяет принимать обоснованные технические и управленческие
решения с учетом критерия “цена — качество”, учитывая значимость
того или иного показателя.
Экспертный метод нахождения параметров весомости распростра-
нен достаточно широко и основан на обработке результатов опроса
членов экспертной группы методами математической статистики
[2, 3]. Разработанная методика направлена на снижение субъективно-
сти при определении рангов, однако имеющиеся примеры показывают,
что их объективность вызывает сомнения [4].
Методика ранжирования показателей технического уровня.
Для решения задачи ранжирования параметров ОЛВКТС будем ис-
пользовать метод, изложенный в работе [5]. Этот метод также ис-
пользует матрицу парных сравнений элементов универсального
множества. Рассмотрим процедуру ранжирования оценочных показа-
телей подробнее.
Пусть
А
— некоторое свойство, которое рассматривается как
лингвистический терм (например, “тягово-динамические свойства
ОЛВКТС”, “тормозные качества ОЛВКТС” и др.). Нечеткое множе-
ство, с помощью которого формализуется терм
А
, представляет собой
совокупность пар
{
}
1
1
2
2
,
( ) ,
,
( ) ,...,
,
( ) ,
A
A
n A n
A u u u u
u u
μ
μ
μ
= 〈
〉 〈
〉 〈
где
{
}
1 2
, ,...,
n
u u u U
=
— универсальное множество, на котором зада-
ется нечеткое множество
А
.
1 3,4,5,6