ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 629.11.012.816(075.8)
Повышение устойчивости импульсных систем
на колесном шасси при работе
на деформируемых грунтах
В.В. Зеленов
1
, Е.Б. Сарач
1
, И.А. Смирнов
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
2
Московское высшее военное командное училище, Москва 109380, Россия
Предложен метод повышения устойчивости импульсных систем на
колесном шасси при работе на деформируемых грунтах. Метод полу-
чен с использованием имитационного математического моделирова-
ния динамики системы при работе специального оборудования. Ма-
тематическая модель включает в себя подсистемы деформируемого
опорного основания и выносных опор — аутригеров.
E-mail:
Ключевые слова:
колесная машина, деформируемое опорное основание,
устойчивость, опрокидывание, импульсные системы, подвеска, аутри-
геры.
Импульсные системы на колесном шасси (ИСКШ) обладают низ-
кой устойчивостью при работе на слабонесущих грунтах. При боко-
вом действии импульса вследствие заглубления в грунт аутригеров
ИСКШ может потерять устойчивость, что приведет к полному ее
опрокидыванию. В связи с этим особую актуальность приобретает
разработка научно обоснованной концепции повышения устойчиво-
сти ИСКШ при работе на деформируемых грунтах.
Ниже предложен метод повышения устойчивости ИСКШ при ра-
боте на деформируемых грунтах, разработанный с использованием
имитационной математической модели динамики корпуса ИСКШ [1].
Деформируемое опорное основание в этой модели задается следую-
щим образом. При многократном нагружении зависимость реакции
N
,
действующей на опору (выносная опора или колесо) со стороны
грунта, от его деформации определяется процессом нагружения. Ес-
ли грунт деформируется впервые, то реакция
(
)
/
max
1
,
k
N N e
−Δ
=
(1)
где
N
max
— максимальная нормальная реакция грунта, с которой он
сопротивляется вертикальной деформации;
Δ
— деформация грунта;
k
— коэффициент.
При снятии нагрузки эта зависимость становится линейной:
N
=
c
Δ
,
(2)
где
c
— жесткость грунта.
1 2,3,4,5,6,7,8