УДК 629.78
С. В. Б о р з ы х, В. В. В о р о н и н
ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТРАНСФОРМИРУЕМОГО МЕХАНИЧЕСКОГО
ПОСАДОЧНОГО УСТРОЙСТВА
ВОЗВРАЩАЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО
АППАРАТА С ПОСАДОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
Предложен подход к рациональному выбору энергетических харак-
теристик амортизатора трансформируемого механического поса-
дочного устройства возвращаемого космического аппарата в рам-
ках конструктивных ограничений, а также ограничений по пере-
грузкам, клиренсу, устойчивости. Разработана модель динамики
движения такого аппарата с момента контакта с посадочной по-
верхностью. Корпус возвращаемого космического аппарата и эле-
менты его посадочного устройства рассматриваются как струк-
турно сложная механическая система с внутренними связями.
E-mail:
Ключевые слова
:
возвращаемый космический аппарат, динамика посад-
ки, механические связи, энергетическая характеристика, посадочная по-
верхность, перегрузка, устойчивость движения.
Для многих типов возвращаемых космических аппаратов (ВКА)
характерным является наличие посадочного устройства, функциони-
рующего с момента первого контакта с поверхностью до полной оста-
новки ВКА. Особенностью данного этапа процесса посадки являет-
ся необходимость гашения большой кинетической энергии, которой
обладает ВКА в этот момент. Большая часть энергии ВКА предва-
рительно гасится на участке спуска. Для планет с атмосферой гаше-
ние энергии происходит за счет сил аэродинамического сопротивления
(баллистические траектории), использования парашютных систем, на-
дувных тормозных устройств и т.д. [1, 2]. На планетах без атмосферы
для предварительного гашения скорости перед контактом с поверх-
ностью используются тормозные двигатели [3–6]. Однако к моменту
контакта с поверхностью ВКА обладает некоторыми остаточными ли-
нейными и угловыми скоростями, которые и гасятся в процессе дви-
жения и взаимодействия ВКА с поверхностью до полной остановки
[7]. В момент полной остановки конечное положение должно обес-
печить дальнейшее функционирование аппарата (развертывание науч-
ной аппаратуры для проведения исследований, спуск автоматического
планетохода, выход экипажа и т.д.).
Постановка задачи.
Выбор характеристик посадочных устройств
— это громоздкая оптимизационная задача, требующая рассмотрения
случаев посадки во всем диапазоне разброса кинематических параме-
тров аппарата (линейных и угловых скоростей), углов подхода, свойств
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
69
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11