стержневых ударников, причем это влияние усиливается с увеличени-
ем удлинения и скорости соударения. Глубина проникания стержне-
вых ударников при увеличении углов атаки
β
до значений
5
. . .
10
практически очень мало зависит от
β
(уменьшение глубины проника-
ния с ростом угла атаки в этом диапазоне не превышает 10%). При
увеличении угла
β
более некоторого критического значения, называе-
мого критическим углом атаки
β
кр
, глубина проникания резко падает
и ситуация приближается по механизму и конечным результатам к
удару цилиндрического стержня по преграде боковой поверхностью
(
β
= 90
).
Результаты экспериментальных исследований.
Удлиненные
ударники-стержни имеют высокую проникающую способность при
ударе по преграде в условиях торцевого удара, когда вектор скоро-
сти удара совпадает с продольной осью стержня [1–3]. Вместе с тем
во многих практических случаях соударения реализуются условия,
когда в момент удара между продольной осью стержня и вектором
скорости удара имеется некоторый угол, называемый углом атаки
β
.
В общем случае еще следует учесть и угол между вектором скорости
и нормалью к преграде
α
, отличный от нуля (рис. 1).
При появлении и увеличении угла
β
проникающая способность
стержневых ударников резко падает. Исследованию влияния угла атаки
на проникание посвящен ряд работ разных авторов, например [4–10].
В этих работах приведены экспериментальные данные, приближенные
методики и численный анализ проникающего действия стержней при
Рис. 1. Положение ударника в момент встречи и при взаимодействии с прег-
радой
159
1 3,4,5,6,7,8,9,10