момента времени, когда боковая поверхность стержня соприкоснется
и начнет взаимодействовать с расширяющейся частью каверны. Про-
исходит касание стержнем преграды и торможение скорости по оси
Z
(вдоль этой оси первоначально задавалась скорость 2000 м/с). Если
нанести векторы скорости на рисунок, то видно, как линии скорости
ударника в месте касания направляются в направлении оси
Y
, перпен-
дикулярной оси
Z
, и растет проекция скорости на ось
Y
.
Та часть ударника, которая находится между контактом с преградой
и местом касания, движется параллельно оси
Z
без всяких искривле-
ний. Из-за достаточно большой скорости ударник, деформируясь, все
же преодолевает это взаимодействие с каверной. При этом входной
диаметр каверны увеличивается, но скорость увеличения достаточно
мала, поэтому следующая боковая часть стержня входит в контакт с
каверной и опять повторяется выплеск вверх по оси
Y
. И этот процесс
повторяется неоднократно
Это происходит до момента времени, пока задний торец ударника
не зайдет в преграду до положения первого контакта боковой поверх-
ности ударника с каверной. Задняя часть стержня отрывается, рез-
ко меняет направление, при этом происходит торможение ударника и
опять смена линий скоростей, что приводит к разгону головной части,
которая ранее тормозилась. Разгоняясь, головная часть делает пово-
рот в каверне и ударяет в заднюю часть стержня, что приводит как к
разгону, так и разрушению стержня. После такого смещения, комок из
стержня проникает еще немного и останавливается. На конечной кар-
тине видно как деформируется преграда, там даже можно разглядеть
ступеньки от контактов боковой поверхности ударника с каверной.
Эффекты образования “закусов”, т.е. наплывов на внутренней поверх-
ности кратера, отмечены и в экспериментах (рис. 6).
Рис. 6. Разрез стальной преграды вдоль
кратера, полученного при
β
= 30
Экспериментальные иссле-
дования [8] показали, что раз-
рушение по типу среза (скола)
в нескольких сечениях (рис. 7,
а
)
характерно для стержней из
сплавов ВНЖ. При этом от уда-
ра осколков стержня на прегра-
де образуется серия дополни-
тельных кратеров, глубина ко-
торых может быть сравнима с
глубиной основного кратера, как
это имело место в расчетах. Для
стержней из пластичных мате-
риалов (сталь HRC 26. . . 28) бо-
164
1,2,3,4,5,6 8,9,10