ударе с углом атаки. В работе [4] рассмотрена инженерная модель
расчетов влияния.
В связи со сложностью задачи и недостаточной изученностью (так
как соударение стержней с преградами при наличии углов атаки явля-
ется наиболее реальным условием ударного взаимодействия в прак-
тических приложениях) необходимо дальнейшее изучение этого про-
цесса. Далее приведены результаты экспериментально-теоретических
исследований проникающего действия стержневых ударников в зави-
симости от угла атаки
β
.
Экспериментальные исследования велись посредством метания
стержней из гладкоствольных пороховых и легкогазовых баллистиче-
ских установок. Для ведения стержней по каналу ствола использова-
лись специальные ведущие устройства — поддоны толкающего типа.
Физическое моделирование взаимодействия ударников с преграда-
ми при разных углах атаки проводилось по отработанным методикам
метания и при использовании поддонов специальной конструкции, ко-
торые обеспечивали варьирование углов атаки ударников при подлете
к преграде от 0
(торцевой удар) до 90
(удар боковой поверхностью).
Угол атаки ударника у преграды регистрировался методом ортогональ-
ной рентгеноимпульсной съемки и рассчитывался по разработанным
методикам.
Для изучения этого процесса активно применялся метод обращен-
ного метания преграды на неподвижный стержень. К преимуществам
обращенного метания относится большая точность установки угла ата-
ки и возможность изучения удара стержней с большой относительной
длиной. В опытах регистрировались глубина кратеров, размеры зоны
деформации и разрушения в преградах, размеры и форма остатков
ударников после взаимодействия, углы и координаты сколов и другие
параметры. В экспериментах использовались цилиндрические стерж-
ни с удлинением
L/d
от 10 до 30 калибров из стали и высокоплотного
вольфрамового сплава (
L
,
d
— длина и диаметр стержня). Прегра-
ды выполнены из стали твердостью 240. . . 250 HB. Схема соударения
Рис. 2. Экспериментальные резуль-
таты по внедрению ударников из
вольфрамового сплава в стальную
преграду с различными углами ата-
ки:
кривая
1
L/d
= 10
;
v
=
= 1800
. . .
2000
м/с; кривая
2
L/d
=
= 27
;
v
= 1800
. . .
2000
м/с; кривая
3
L/d
= 10
,
v
= 1000
м/с
160
1,2 4,5,6,7,8,9,10