Анализ зарубежных моделей и механизмов управления интеллектуальной собственностью и их адаптация на российском предприятии ракетно-космической отрасли - page 6

П.А. Дроговоз, Н.А. Кашеварова
6
– производственных ресурсов, превосходящих собственные ре-
сурсы компании;
– превосходящих технических навыков и знаний;
– развитой системы сбыта, дилерской сети, опыта работы с раз-
личными географическими рынками.
Таким образом, дирижирование позволяет компаниям стать более
гибкими и производить изменения в продукте на этапах коммерциа-
лизации в ответ на изменения рыка, поскольку партнеры не связаны
инвестиционными обязательствами.
Модель лицензирования
позволяет компании получать прибыль от
своих идей и объектов ИС без затрат на их внедрение в производство.
Однако необходимым условием для использования этой бизнес мо-
дели является наличие у предприятия значительного инновационного
потенциала.
Данная модель может быть реализована в случае, если: у компа-
нии отсутствуют ресурсы на коммерциализацию; изобретение может
способствовать принятию выгодного для компании стандарта; пла-
нируется использование лицензии как инструмента конкурентной
борьбы; геополитические интересы конкурентов могут помешать
разместить бизнес на более перспективных рынках.
Чаще всего именно такая модель коммерциализации ИС исполь-
зуется университетами и научно-исследовательскими центрами, од-
нако ею не пренебрегают и крупные промышленные предприятия.
Описанные модели предполагают различные стратегии ИС. Так, в
интеграционной модели все разработки предприятие использует в соб-
ственном инновационном процессе, делиться технологией с конкурен-
тами ему просто невыгодно, поскольку это ведет к потере монополии на
нее. Модель дирижирования, напротив, предполагает передачу техноло-
гий партнерам, участвующим в инновационном процессе. Формы пере-
дачи могут быть различны: предоставление ИС по лицензии, оказание
инжиниринговых услуг, передача технологии через консультации и
обучение специалистов и т.д.
На основе модели лицензирования работают системы управления
ИС большинства передовых зарубежных исследовательских универ-
ситетов. На рис. 4 и 5 представлены механизмы управления интел-
лектуальной собственностью и стратегического менеджмента в Кент-
ском университете (University of Kent) [8].
Миссии и цели университета, определенные стратегическим пла-
ном, должны соответствовать стратегии управления ИС и планам по-
следующего трансфера технологий. Они должны быть согласованы с
информацией о внешней среде, поступающей в процессе стратегиче-
ского анализа. Анализ и сопоставление результатов выполнения ра-
бот, обоснованных в стратегическом плане, с изменениями внешней
среды обеспечивают обратную связь.
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14
Powered by FlippingBook