Наука и образование в вековой истории кафедры «Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика» - page 1

1
УДК 62-522
Наука и образование в вековой истории кафедры
«Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика»
© Д.Н. Попов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Кратко рассмотрены неразрывно связанные между собой задачи науки и образо-
вания, решаемые с момента создания кафедры «Гидромеханика, гидромашины и
гидропневмоавтоматика» (Э-10). Отмечено, что успехи в этих решениях достиг-
нуты благодаря квалифицированному применению фундаментальных положений
точных наук в практике машиностроения. Определены основные направления со-
вершенствования организации учебного процесса путем привлечения современных
компьютерных технологий.
Ключевые слова:
гидромеханика, гидромашины, гидропневмоавтоматика, задачи
науки, образования, фундаментальные положения, учебный процесс, компьютерные
технологии.
В преддверии 100-летнего юбилея кафедры «Гидромеханика, гид-
ромашины и гидропневмоавтоматика» (Э-10) МГТУ им. Н.Э. Баумана
в ее работе можно выделить два основных периода.
Первый период начинается с 1914 г., когда на должность заведую-
щего кафедрой назначается И.И. Куколевский, зачисленный после
успешной защиты дипломного проекта в штат гидравлической лабо-
ратории, открытой в 1904 г. Проект этой лаборатории был разработан
профессором А.И. Астровым, опубликовавшем курс лекций по водя-
ным турбинам и учебник «Гидравлика». Через несколько лет он стано-
вится заведующим кафедрой в Московском сельскохозяйственном ин-
ституте и руководство кафедрой по совместительству осуществляет
профессор Н.Е. Жуковский, который одновременно заведует кафедрой
теоретической механики.
Под руководством Куколевского ведется подготовка инженеров
широкого профиля по гидравлическим машинам, кроме того, препо-
дается общий курс гидравлики всем студентам других специальностей.
Научная деятельность сотрудников кафедры была в основном ори-
ентирована на решение актуальных в те годы задач расчета и проекти-
рования гидравлических турбин, центробежных и поршневых насо-
сов. Многие из этих задач возникали в результате взаимодействия
кафедры с Всесоюзным научно-исследовательским институтом гидро-
машиностроения (ВИГМ), одним из организаторов которого, а впо-
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook