Роль и формы контроля освоения базовых математических дисциплин в первом семестре - page 4

В.В. Станцо
4
содержательной интерпретации результатов будут использованы
психологические соображения.
Базовая модель взаимодействия студент—преподаватель в
процессе обучения — игра «Обучение-1».
Взаимоотношения сту-
дента и преподавателя складываются в процессе обучения. Этап кон-
троля знаний наступает позднее, когда эти отношения уже сложи-
лись.
Будем предполагать, что у каждого из участников имеются две
существенно различные линии поведения (чистые стратегии). Стра-
тегия
s
1
студента состоит в том, что он занимается с полной отдачей,
затрачивая на работу 40–50 ч в неделю (оценка из [2]). При стратегии
s
2
студент тратит на учебу меньше времени. Преподаватель может
относиться к студенту мягко (стратегия
t
1
) или жестко (стратегия
t
2
).
Студент и преподаватель согласны с тем, что каждый делает выбор
между такими двумя возможностями, но каждый из них оценивает
результаты игры с точки зрения своих интересов.
В матрицах интересов студента и преподавателя
S
и
T
будем обо-
значать результаты целыми числами 4, 3, 2, 1 в порядке убывания
желательности результата. Таким образом, игра «Обучение-1» — это
биматричная неантагонистическая игра, в которой оба игрока стре-
мятся к максимизации результата [7].
Будем считать, что
3 1
.
4 2
S
 
Студент прежде всего хочет, что-
бы преподаватель уважал его как личность и терпимо относился к его
трудностям в освоении учебной программы. Вместе с тем он, уже
имея опыт обучения в школе, полагает, что далеко не всё, сообщае-
мое преподавателями, будет реально нужно ему в дальнейшем.
Далее,
4 3
.
1 2
T
 
Преподаватель хочет видеть добросовестную
работу студента и только в этом случае склонен относиться к нему
доброжелательно.
Существует два подхода к анализу биматричных игр. Подход
Нэша нацелен на поиск устойчивых состояний в игре, если участники
лишены возможности активно вести переговоры и учитывать в своих
решениях интересы другой стороны. Равновесие Нэша — такая ситу-
ация в игре, когда ни одному из игроков невыгодно отклоняться от
избранной стратегии в одиночку. В рассматриваемой игре имеется
единственное равновесие Нэша (
s
2
;
t
2
).
В указанной ситуации позитивный личностный контакт между
участниками отсутствует. Это «автоматизированный производствен-
ный процесс, в котором студенты-детали обрабатываются автомата-
ми-преподавателями» [2]. Негативное отношение такой ситуации
студента часто проявляется в систематических пропусках занятий.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook