Роль и формы контроля освоения базовых математических дисциплин в первом семестре - page 1

Роль и формы контроля освоения базовых математических дисциплин
1
УДК 519.832.3
Роль и формы контроля освоения базовых
математических дисциплин в первом семестре
© В.В. Станцо
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обучение в первом семестре включает в себя период адаптации студента к вузов-
ской среде. Содержание и порядок проведения контрольных мероприятий должны
не только учитывать это обстоятельство, но и выполнять активную роль в про-
цессе адаптации. Оба участника — студент и преподаватель — действуют в
условиях неполной информации, что предполагает анализ взаимоотношений ме-
тодами теории игр. Процесс обучения следует рассматривать как неантагони-
стическую игру, в которой матрицы интересов студента-первокурсника и препо-
давателя различаются. Негативные тенденции, устойчиво возникающие в этом
процессе, — проявление равновесия Нэша.
Процесс контроля, рассматриваемый изолированно от процесса обучения, — ан-
тагонистическая игра. Возможность и полезность кооперации между студентом
и преподавателем можно учесть, рассматривая контроль в неразрывной связи с
целостным процессом обучения. Путь к решению — многоступенчатость систе-
мы контрольных мероприятий, т. е. традиционная схема «типовой расчет — ру-
бежный контроль — экзамен/зачет с теорией». У студента должна быть воз-
можность доучивания материала. Вектор изменения требований: «знаю как —
знаю почему — понимаю, как узнать».
Ключевые слова:
обучение, адаптация, контроль знаний, теория игр, равновесие
Нэша, кооперация, Парето-эффективность.
Среди вопросов, связанных с реформой высшего профессиональ-
ного образования, стоит вопрос о формах и порядке контроля знаний
студентов на промежуточных этапах обучения, а также о правовых
последствиях этого контроля. Статья 58 ФЗ «Об образовании в Рос-
сийской Федерации» [1] устанавливает общие рамки этих процедур,
состоящие в следующем. «Освоение образовательной программы (за
исключением образовательной программы дошкольного образова-
ния), в том числе отдельной части или всего объема учебного пред-
мета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, со-
провождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводи-
мой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установ-
ленном образовательной организацией. Неудовлетворительные ре-
зультаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образователь-
ной программы или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задол-
женностью… Обучающиеся, имеющие академическую задолжен-
ность, вправе пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11
Powered by FlippingBook