Метод расчета сидений энергопоглощающих конструкций бронированных колесных машин - page 1

Метод расчета сидений энергопоглощающих конструкций…
1
УДК 62-781
Метод расчета сидений энергопоглощающих
конструкций бронированных колесных машин
© Д.М. Рябов, А.А. Смирнов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Основным поражающим фактором при подрыве бронеавтомобиля на мине явля-
ется действие на экипаж высоких ускорений. Перспективный способ снижения
высоких ускорений — применение сидений энергопоглощающей конструкции. При
проектировании такого сиденья основной задачей для конструктора является
расчет оптимальной характеристики сиденья. В статье рассмотрен метод, поз-
воляющий произвести расчет сиденья энергопоглощающей конструкции, как для
существующих образцов бронированной колесной техники, так и для находящихся
на стадии проектирования.
Ключевые слова:
броневая колесная машина, экипаж, сидение, противоминная
защита, LS-Dyna, MRAP.
Современные технологии и конструктивные решения позволяют
создавать образцы колесной бронетехники с высокой противоминной
и баллистической защитой. Такие конструктивные решения, как V-об-
разное днище, высокий клиренс, открытые колесные арки, позволяют
избежать разрушения корпуса броневой колесной машины (БКМ) и
затекания внутрь нее взрывной волны, защищают экипаж от потока
осколков, а также снижают действие на экипаж высоких ускорений [1–
3]. Однако в последнее время со стороны противника применяются все
бо́
льшие по мощности заряды и становится сложно защитить экипаж
от главного поражающего фактора — высоких ускорений.
Впервые с проблемой защиты экипажа от действия высоких
ускорений столкнулись в авиации. Для этого были разработаны спе-
циальные сидения, оснащенные энергопоглощающим элементом
(ЭПЭ), который снижал высокие ускорения до предельно допустимо-
го уровня при экстренном приземлении или падении [4, 5]. Позже та-
кие сиденья были применены на образцах военной колесной техники
для защиты экипажа при подрыве [6, 7].
Основной задачей при проектировании таких сидений является
расчет оптимальных параметров ЭПЭ. На сегодняшний день россий-
ские компании при разработке энергопоглощающих сидений рассчи-
тывают оптимальные параметры ЭПЭ путем проведения многочис-
ленных дорогостоящих экспериментов. Представленный в работе
метод позволяет решать задачу ударно-волнового нагружения и пла-
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook