Перспективный интерфейс "человек-машина" для управления пилотируемым космическим аппаратом на базе планшетных компьютеров - page 1

1
УДК 629.7
Перспективный интерфейс «человек—машина»
для управления пилотируемым космическим аппаратом
на базе планшетных компьютеров
© В.П. Корвяков
ОАО «Ракетно-космическая корпорация ”Энергия“ имени С.П. Королёва»,
г. Королев Московской области, 141070, Россия
Рассматриваются вопросы проектирования персонального мобильного интерфей-
са «человек—машина» для управления пилотируемыми космическими аппаратами
на базе планшетного компьютера. На основе анализа существующих средств
управления разрабатывается концепция внедрения мобильных устройств в борто-
вой комплекс управления. Приведено описание и результаты эксперимента по ин-
теграции такого устройства в бортовую вычислительную систему Многоцелево-
го лабораторного модуля Международной космической станции.
Ключевые слова:
планшетный компьютер, Международная космическая станция,
Многоцелевой лабораторный модуль, интерфейс «человек—машина».
Введение.
Со времен полета Юрия Гагарина и запуска первых
пилотируемых космических аппаратов (ПКА) космонавт на борту
космического корабля зарекомендовал себя как надежное звено
управляющего контура, способное выполнять задачи сборки,
управления и ремонта, которые чисто автоматическими средства-
ми выполнить на данном этапе технического развития невозможно.
При управлении ПКА и долговременными орбитальными станция-
ми (ДОС) от экипажа одним из ключевых факторов, оказывающих
влияние на эффективность управления, является степень автомати-
зации и оптимизация действий экипажа с точки зрения перемеще-
ния экипажа в пространстве и выполнения физических действий.
Для таких больших технических объектов, как Международная
космическая станция (МКС), при управлении с участием космо-
навта важной задачей является обеспечение мобильности управле-
ния. В настоящее время управление МКС осуществляется с помо-
щью стационарных пультов и лэптопов. С введением в эксплуата-
цию новых модулей необходимость в мобильных средствах управ-
ления будет усиливаться.
Данная статья рассматривает вопросы проектирования персо-
нального мобильного интерфейса «человек—машина» (ИЧМ) для
управления ПКА и их внедрения в существующие бортовые вычис-
лительные системы (БВС) на примере Многоцелевого лабораторного
модуля (МЛМ) МКС.
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook