Улучшение проходимости, плавности хода и управляемости летательных аппаратов и транспортных средств с регулируемым комбинированным шасси на воздушной подушке - page 1

1
УДК 532.51
Улучшение проходимости, плавности хода
и управляемости летательных аппаратов
и транспортных средств с регулируемым
комбинированным шасси
на воздушной подушке
© В.Н. Наумов
2
, В.А. Брусов
1
, А.А. Долгополов
1
, Д.А. Чижов
2
,
Ю.Ю. Мерзликин
1
, А.С. Меньшиков
1
1
ФГУП «ЦАГИ», НИМК ЦАГИ, Москва, 105005, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Разработана методика выбора и оптимизации параметров комплексных алго-
ритмов управления системами комбинированного шасси и аэродинамическими
элементами планера летательного аппарата (ЛА) для снижения динамических
нагрузок ЛА при движении по неровной взлетно-посадочной полосе (ВПП) и обес-
печения курсовой устойчивости и управляемости ЛА в условиях разбега и пробега
при боковом ветре и уклоне ВПП. В результате расчетно-экспериментальных ис-
следований шасси с регулируемым давлением в секциях воздушной подушки (ВП)
установлена возможность использования для взлета и посадки ЛА слабо подго-
товленных и неподготовленных грунтовых ВПП, площадок равнинной местности с
низкой несущей способностью, водных поверхностей. Показано, что в условиях
бокового ветра и при уклоне ВПП выдерживание выбранных направлений разбега и
пробега должно осуществляться поворотом ЛА на соответствующие балансиро-
вочные углы скольжения. Автоматизация управления ЛА с шасси на воздушной
подушке (ШВП) при разработанных алгоритмах позволяет уменьшить в этих
условиях боковое отклонение ЛА от оси ВПП до 2,5 м. Для прогнозирования энерго-
вооруженности и энергоэффективности ЛА и транспортных средств с ШВП вы-
сокой проходимости при широком спектре изменяющихся конструктивных и экс-
плуатационных параметров объектов разработана и верифицирована математи-
ческая модель их движения по деформируемому опорному основанию. Модель
позволяет отрабатывать существующие и создавать новые алгоритмы и методы
управления раздачей мощности между ведущими колесами и ВП комбинированного
шасси и дает возможность реализовать наиболее экономичные режимы движения
объектов.
Ключевые слова:
динамика движения, система дифференциальных уравнений,
математическая модель, возмущающее воздействие неровности, управление,
амортизационная стойка.
Применение на летательных аппаратах (ЛА) шасси на воздушной
подушке (ШВП) качественно расширяет их эксплуатационные воз-
можности, обеспечивая базирование (при выполнении условий амфи-
бийности и проходимости) на водных и слабо подготовленных пло-
щадках с низкой несущей способностью. Разбег и пробег ЛА на таких
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook