Background Image
 1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

1

УДК 533.6.011

Аэродинамические характеристики

возвращаемого аппарата

с работающей тормозной двигательной установкой

при транс- и сверхзвуковом обтекании

© А.Ю. Луценко, Д.К. Назарова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Одним из способов торможения возвращаемого аппарата является применение

тормозных двигательных установок. Независимо от конфигурации этих устано-

вок при истечении струй и взаимодействии их с набегающим потоком образуется

сложная пространственная картина течения, приводящая к изменению аэродина-

мических характеристик аппарата, что требует дополнительного изучения.

В статье представлены результаты экспериментальных и теоретических иссле-

дований обтекания модели возвращаемого аппарата с работающей тормозной

двигательной установкой при транс- и сверхзвуковых скоростях набегающего по-

тока. Выполнен газодинамический анализ конфигурации ударных волн, структуры

течения, режимов истечения струй и влияния этих режимов на аэродинамические

характеристики аппарата; проанализировано изменение донного давления. Также

представлены результаты численного моделирования при использовании различ-

ных расчетных схем в сравнении с экспериментом, получено удовлетворительное

совпадение расчетных и экспериментальных данных.

Ключевые слова:

возвращаемый аппарат, аэродинамические характеристики,

транс- и сверхзвуковой поток, тормозная двигательная установка, инжекция

струй, донное давление.

Введение.

Для управления возвращаемым аппаратом (ВА) в про-

цессе его спуска возможно использование пассивного и активного

торможения. Активное торможение подразумевает массо-, энергооб-

мен, в частности выдув струй. В зависимости от конструктивных

особенностей аппаратов, а также траекторий их полета, возможно

применение различных способов струйного управления аэродинами-

ческими характеристиками (АДХ). Но независимо от конфигурации

тормозной двигательной установки (ТДУ) при истечении струй и

взаимодействии их с набегающим потоком образуется сложная про-

странственная картина течения, приводящая к изменению распреде-

ления давления по поверхности ВА, а следовательно, и к изменению

его АДХ. Этот эффект требует дополнительного изучения и проведе-

ния как физического, так и численного моделирования.

Разработка новых, модернизация уже имеющихся космических

аппаратов или их составляющих требует большого количества иссле-

дований. Для получения полной информации о структуре течения

вокруг объекта необходимо проведение дорогостоящих и высокока-

чественных экспериментов. Использование математического моде-