Background Image
Previous Page  10 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 11 Next Page
Page Background

А.Ю. Луценко, Д.К. Назарова

10

мической составляющей лобового сопротивления ВА не происходит,

как это наблюдается для одиночной струи [1]. Кроме того, наличие не-

скольких струй упрощает процесс управления АДХ ВА. Эффективность

торможения растет с увеличением числа сопел ТДУ: при реализации

режима локального взаимодействия струй образуется единое газовое

кольцо, которое отодвигает головной СУ, делает его форму более пря-

мой, что приводит к возрастанию давления в области лобового экрана,

а следовательно, и к увеличению коэффициента

.

х

С

Донное давление для сегментно-затупленных тел с ростом числа

Маха набегающего потока уменьшается не столь явно, как для заост-

ренных. Инжектируемые струи оказывают незначительное влияние

на величину донного давления. Характер этого влияния (рост или

уменьшение) зависит от режимов истечения струй и числа Маха M

.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Калугин В.Т.

Аэрогазодинамика органов управления полетом

летатель-

ных

аппаратов

. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004, 688 с.

[2] Луценко А.Ю., Столярова Е.Г., Чернуха П.А. Струйное управление пара-

метрами обтекания летательных аппаратов различных назначений.

Науч-

ный вестник МГТУ ГА

, 2015, № 212, с. 38−43.

[3] Луценко А.Ю., Назарова Д.К. Экспериментальное и численное моделиро-

вание обтекания спускаемого аппарата в трансзвуковом потоке при отсут-

ствии и наличии блочного струйного торможения.

Инженерный вестник

,

2014, № 12. URL:

http://engbul.bmstu.ru/doc/750279.html

[4] Петров К.П. Аэродинамика тел простейших форм. Москва, Факториал,

1998, 432 с.

[5] Weller H.G., Tabor G., Jasak H., Fureby C. A tensorial approach to compu-

tational continuum mechanics using object oriented techniques.

Computers in

Physics

, 1998, vol.12, no. 6. pp. 620–631.

[6] Marcantoni L.F.G., Tamagno J.P., Elaskar S.A. High speed flow simulation

using OpenFoam.

Mecánica Computacional

, 2012, vol. XXXI, pp. 2939–2959.

[7] Shen Chun, Sun Fengxian, Xia Xinlin Analysis on capabilities of density-based

solvers within OpenFOAM to distinguish aerothermal variables in diffusion

boundary layer.

Chinese Journal of Aeronautics

, 2013, no. 26(6), рр. 1370–

1379.

Статья поступила в редакцию 30.05.2015

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Луценко А.Ю., Назарова Д.К. Аэродинамические характеристики воз-

вращаемого аппарата с работающей тормозной двигательной установкой

при транс- и сверхзвуковом обтекании.

Инженерный журнал: наука и инно-

вации

,

2015, № 5. URL:

http://engjournal.ru/catalog/arse/ahtp/1397.html

Луценко Александр Юрьевич

— канд. техн. наук, доцент кафедры «Динамика и

управление полетом ракет и космических аппаратов» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ав-

тор более 60 научных публикаций в области аэродинамики струйных и отрывных

течений, проектирования органов управления полетом. e-mail:

aulutsenko@mail.ru

Назарова Динара Камилевна

— аспирант кафедры «Динамика и управление полетом

ракет и космических аппаратов» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов:

проектирование органов управления полетом. e-mail:

dknazarova@mail.ru