1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

Анализ факторов, влияющих на выбор поверхностного слоя материала…

1

УДК 621.22

Анализ факторов, влияющих на выбор поверхностного

слоя материала сопряженных деталей пар трения

© В.С. Гаврилова

1

, С.А. Воронов

2

1

АО «Всероссийский научно-исследовательский институт “Сигнал”»,

г. Ковров, Владимирская обл., 601903, Россия

2

Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева,

г. Ковров, Владимирская обл., 601910, Россия

Рассмотрены и проанализированы общие сведения о выборе покрытий и методов

поверхностного упрочнения деталей пар трения. На основе общих рекомендаций

по выбору поверхностных слоев материалов, учитывающих условия работы пар

трения, проведен анализ режимов нагружения и подбор покрытий пары трения

поршень — отверстия блока цилиндров аксиально-поршневой гидромашины.

Установлено, что для рассматриваемой пары трения можно рекомендовать

фторопластовое покрытие.

Ключевые слова:

пара трения, фторопластовое покрытие, поверхностный слой,

режим нагружения.

В процессе эксплуатации отдельные детали машин и механизмов

изнашиваются под воздействием сил трения, нагрузок и условий ра-

боты. Основная причина неисправностей механизмов — износ сопря-

гаемых деталей. Процесс изнашивания сопровождается изменением

размеров и формы деталей, возникновением дополнительных дина-

мических нагрузок и вибраций, усталостью рабочих поверхностей

и концентрацией напряжений. Поэтому повышение эксплуатацион-

ных характеристик машин и механизмов за счет снижения износа

применяемых в них пар трения в настоящее время является актуаль-

ной задачей.

Один из наиболее эффективных путей решения этой задачи —

снижение трения и повышение износостойкости за счет применения

антифрикционных покрытий и поверхностной обработки. Правильно

подобранные материалы сопряженных поверхностей способны зна-

чительно снизить трение, а следовательно, и износ деталей. Именно

поэтому необходим такой выбор сочетаний покрытий и материалов,

которые бы обеспечивали не только приемлемые потери на трение,

но и стабильную работу покрытий при заданных условиях нагруже-

ния пар трения.

Для выбора материалов поверхностей пар трения требуется оце-

нить их режимы нагружения: давление в контакте и гидравлической

системе; относительные скорости скольжения поверхностей трения;

температуру рабочей жидкости и поверхностей трения в местах кон-

такта.