Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

В.С. Гаврилова, С.А. Воронов

4

Полужидкостное трение наблюдается в тех случаях, когда одновре-

менно с жидкостным трением имеет место граничное, или сухое, тре-

ние. Такое трение характерно при пуске механизмов. Часто при пуске в

условиях полужидкостного трения детали изнашиваются гораздо боль-

ше, чем после нескольких часов устоявшегося режима работы. В таких

условиях применяют покрытия на основе графита, дисульфид молибде-

на, а также металлические покрытия с фторопластовым наполнителем.

На основании изложенного выше была разработана блок-схема

с методикой выбора материалов поверхностного слоя деталей пар

трения.

Для наглядного примера можно рассмотреть пару трения пор-

шень—стенки отверстий блока цилиндров аксиально-поршневой

гидромашины. В серийно выпускаемых гидромашинах поршни изго-

тавливают из стали 50ХФА, а в отверстия стального блока цилиндров

запрессовывают втулки из латуни ЛМцСКА-58-2-2-1-1. Схема сил,

действующих на поршень и стенки отверстий блока цилиндров,

представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Схема сил в паре трения поршень—стенки отверстий блока

цилиндров

На выбранную пару трения оказывают воздействие силы, возни-

кающие от взаимодействия поршня с башмаком и башмака с наклон-

ным диском. Во время работы насоса между башмаком и поршнем

возникает сила трения

F

тр

, с противоположной стороны на поршень

действует сила давления рабочей жидкости

Р

, и, как следствие, воз-

никает сила реакции опоры между башмаком и диском

R

бо

и между

поршнем и стенками отверстий блока цилиндров

R

1

и

R

2

. Макси-

мальное контактное давление составляет 131,6 МПа, относительная

скорость скольжения 2,38 м/с, температура работы –70…+130 °С.