Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

Актуальные аспекты разработки системы управления…

9

рых предусмотреть невозможно. Для работы в таких условиях следу-

ет параллельно использовать модуль, архитектура которого основана

либо на генетических алгоритмах, либо на экспертных системах, ли-

бо на «обученных» нейросетях. В частности, нейросети [7] «обуча-

ются» нивелировать последствия НШС, например, таких, как полет

с одним крылом или полет без закрылка. В случае возникновения

НШС нейросети проводят анализ и поиск решения и, если оно не

противоречит заложенной логике, его используют непосредственно

в процессе управления. На данном этапе проектирования системы

управления для орбитального ракетоплана ведется работа только

с рассмотренными НШС, а создание нейросетевых модулей планиру-

ется на последующих этапах.

Разработка инструкции для парирования рассмотренных НШС

начинается с составления наиболее полной базы данных всех подси-

стем ЛА, вплоть до конкретных узлов и деталей. Затем проводится

статистический анализ вероятностей и причин возможных отказов

подсистем. Кроме того, необходима разработка методик выявления

возможной поломки и устранения проблемных ситуаций.

Нештатные ситуации при полете перспективного БПЛА устраня-

ются в три этапа (переход к каждому последующему из них осу-

ществляется в случае, если работа на текущем этапе не позволяет

устранить проблему):

1) алгоритм, ориентируясь на показания датчиков, внедренных

в различные системы, выявляет нештатные режимы и пытается найти

указания по устранению обнаруженной НШС;

2) алгоритм устраняет наиболее вероятные причины проблемы,

при этом используется база рассмотренных НШС, классифицирован-

ных по вероятности возникновения;

3) алгоритм адаптируется под НШС, максимально снижая нега-

тивный эффект от ее наличия.

Декомпозиция рассмотренной НШС также носит иерархическую

структуру. Например, отказ закрылка может быть вызван рядом при-

чин: отказом сервопривода, заклиниванием поворотного механизма,

ошибкой программного обеспечения и др. В то же время каждая из

этих причин также может быть вызвана рядом факторов, а именно

поломкой или заклиниванием механизма привода, нехваткой мощно-

сти источника питания, потерей контакта кабелей и др.

Отслеживание всех параметров состояния ЛА объективно невоз-

можно, однако контроль некоторых факторов вполне реализуем.

В частности, можно измерить напряжение непосредственно на сер-

воприводе и установить факт обрыва контакта или разрядки источ-

ника питания. Факторы, которые невозможно отследить, следует

маркировать неким уровнем приоритета, определяемым из анализа

вероятности данного отказа. При парировании НШС в первую оче-