Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Расчетно-теоретическое исследование взаимодействия…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1

2016 3

компактность и дешевизну, по сравнению с большими испыта-

тельными центрами (сверх- и гиперзвуковыми аэродинамическими

стендами);

возможность регулирования соотношения компонентов и полной

температуры потока;

наглядность получаемых данных испытания в отличие от

импульсных установок, где приходится прогнозировать дальнейшее

поведение потока и объекта испытаний.

Тем не менее при использовании ЖРД в качестве генератора ра-

бочего тела с заданными характеристиками возникает ряд специаль-

ных задач, в частности обеспечение безотрывного течения в сопле и

расчет механических нагрузок, действующих на модель и установоч-

ные приспособления. Для их решения в минимальные сроки и без ор-

ганизации дополнительных экспериментов целесообразно математи-

ческое моделирование и расчет интересующих параметров, которые

позволяют правильно выполнить настройку режимных параметров

стендового оборудования и по рассчитанным нагрузкам спроектиро-

вать и изготовить надежные элементы крепления модели к стапель-

ному оборудованию.

Цель настоящей работы заключается в математическом модели-

ровании обтекания модели профиля ЛА применительно к условиям

стендовых испытаний.

Описание математической модели и объекта исследования.

Объектом моделирования служила сверхзвуковая струя продуктов

сгорания керосина в воздухе, истекающая из конического сопла ЖРД

с диаметром минимального сечения 25 мм, диаметром выходного се-

чения 90 мм и полууглом раскрытия сопла

с

15

  

.

В качестве объекта испытания — модели профиля ЛА — взят

плоский угол с углом при вершине 8

о

(рис. 1).

В рамках данной научно-исследовательской работы проведено

численное моделирование проектируемого ГГ в универсальной про-

граммной системе конечно-элементного (МКЭ) анализа ANSYS 14.5 [7].

Первоначально был проведен термодинамический расчет продук-

тов сгорания керосина и воздуха с использованием программного

комплекса TERRA профессора Б.Г. Трусова [8]. Таким образом,

определены необходимые для моделирования внешнего обтекания

следующие характеристики рабочего тела:

полное давление в камере сгорания

к

15,8 МПа

p

;

показатель адиабаты

1,31

k

;

температура торможения в камере сгорания

к

1134 К

T

;

статическое давление на срезе сопла

a

p

0,0981 МПа;

газовая постоянная

287, 2 Дж (кг К).

R