Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

С.К. Павлов, В.В. Чугунков

4

Инженерный журнал: наука и инноваци

и

# 1

2016

Для подачи жидкого азота в резервуар с антифризом при выполне-

нии операции охлаждения КРТ создается избыточное давление в резер-

вуаре

1

с жидким азотом за счет подачи в него газообразного азота из

системы газоснабжения наземного комплекса. При открытии вентилей

2

и

3

осуществляется выдавливание жидкого азота из резервуара

1

в ем-

кость с антифризом

7

через барботер, что приводит к диспергированию

жидкого азота и интенсивному теплообмену его с антифризом, за счет

которого азот переходит в газообразное состояние, обеспечивая охла-

ждение антифриза при движении пузырей азота к его поверхности. Вы-

ход газообразного азота из резервуара

7

осуществляется через дренаж-

ный клапан

8

в дренажную магистраль наземного комплекса. Одновре-

менно с этим, происходит циркуляция КРТ за счет работы насоса

5

через теплообменник

4

, расположенный в емкости с антифризом, что

приводит к охлаждению топлива в резервуаре

6

. При этом интенсив-

ность теплообмена на наружных поверхностях теплообменника со

стороны антифриза обеспечивается активным перемешиванием ан-

тифриза за счет барботажа жидким азотом, переходящим в газооб-

разное состояние, что способствует активному перемешиванию ан-

тифриза в резервуаре и на поверхностях теплообменника

4

.

Система позволяет реализовать последовательно сначала охла-

ждение антифриза жидким азотом до температуры, при которой бу-

дет обеспечиваться охлаждение топлива без его намерзания на внутрен-

них поверхностях теплообменника, а затем при включении насоса —

охлаждение топлива в резервуаре

6

с поддержанием температуры ан-

тифриза в резервуаре

7

за счет подачи жидкого азота. Помимо по-

следовательного режима охлаждения система может обеспечить од-

новременное охлаждение антифриза и КРТ. При этом обеспечивается

возможность подготавливать большие дозы ракетного топлива, пол-

ностью используя как скрытую теплоту фазового перехода азота, так

и изменение температуры его газообразной фазы, исключая недоре-

куперацию и повышая эффективность системы по затратам жидкого

азота на операцию охлаждения.

Цель данного научного исследования заключается в прогнозиро-

вании повышения эффективности системы охлаждения ракетного

топлива, режимных параметров процессов охлаждения КРТ с исполь-

зованием жидкого азота и теплообменников, размещаемых непосред-

ственно в емкостях с антифризом, на основе разработки математиче-

ских моделей процессов теплообмена и расчетного анализа характе-

ристик охлаждения ракетного топлива для данной технологии,

представленных ниже.

Уравнения охлаждения топлива и результаты оценки эффек-

тивности системы охлаждения.

Процесс охлаждения топлива в ем-

кости с КРТ и антифриза в резервуаре при теплообмене с жидким