Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Повышение эффективности системы охлаждения ракетного топлива…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1

2016 7

Наличие разности

2 a

( )

G



(см. рис. 2) является следствием до-

бавления в систему теплоемкостей антифриза и теплообменника, а

также тепловыделений от работы насоса в системе. Возрастание кри-

вой эффективности после достижения минимума связано с необхо-

димостью увеличения поверхностей теплообменника и массы анти-

фриза при увеличении расхода жидкого азота.

Проведенный анализ полученных результатов показывает, что

использование жидкого азота и теплообменника, размещаемого

непосредственно в резервуаре антифриза, повышает эффективность

процесса охлаждения топлива, оцениваемую по значению параметра

,

на 50…60 % по сравнению с другими технологиями охлаждения ра-

кетного топлива в теплообменниках при теплообмене с кипящим

жидким азотом. Предлагаемая технология охлаждения топлива [14]

по затратам жидкого азота только на 15…17 % уступает технологии

охлаждения при непосредственном вводе жидкого азота в резервуар

хранения КРТ методом криогенного барботажа. При этом разрабо-

танная технология охлаждения ракетного топлива применима к лю-

бым высококипящим КРТ в отличие от метода криогенного барбота-

жа, который применим только к ограниченным видам ракетного го-

рючего (керосину и нафтилу).

Заключение.

По результатам проведенного анализа расчетных и

экспериментальных данных наибольшей эффективностью охлажде-

ния обладает система, основанная на подаче жидкого азота непосред-

ственно в массу топлива в резервуаре его размещения с отводом об-

разующейся парогазовой азотно-топливной смеси в дренажную си-

стему наземного комплекса. При этом возможен унос летучих

фракций и насыщение ракетного топлива азотом, что требует после

охлаждения КРТ до требуемой температуры проведения операции

рассыщения топлива в целях удаления из него растворенного азота с

дополнительными затратами энергии, азота и времени. При барбота-

же топлива в полностью заполненном резервуаре возможен выброс

компонента вместе с парогазовой смесью в дренажную магистраль.

Данное обстоятельство ограничивает степень заполнения резервуара

топливом на уровне не более 70 % и требует создания большего по

объему хранилища для размещения требуемой массы компонента.

Практическое осуществление охлаждения КРТ при подаче жидкого

азота в массу топлива ограничено возможностью применения только

к углеводородному ракетному горючему, обладающему низкой тем-

пературой замерзания и относящемуся к нетоксичным и экологиче-

ски чистым КРТ.

Разработанная технология и система охлаждения ракетного топ-

лива с использованием теплообменника и антифриза, охлаждаемого

жидким азотом, при размещении теплообменника непосредственно в