Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

М.М. Матюшин, Н.Л. Соколов, В.М. Овечко

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016

элементов другим, к организации единого информационного про-

странства, при котором достигается максимально возможный уро-

вень эффективности функционирования как отдельных управляющих

звеньев, так и системы управления полетом в целом.

Эффективная организация распределенного управления предпо-

лагает решение комплекса задач согласованного функционирования

элементов космической инфраструктуры. Одними из основных задач,

входящих в этот комплекс, являются образование единого коммуни-

кативного пространства, поддерживающего взаимодействие большо-

го количества разнородных элементов системы управления полетом,

обеспечение эффективной координации разных групп управления

полетом внутри этого пространства.

Эффект достижения согласованной работы элементов распре-

деленного управления полетом может быть усилен при всестороннем

использовании практического опыта. Опыт, полученный отечественной

космонавтикой в ходе создания и реализации распределенного управ-

ления полетом Международной космической станции, представлен,

например, в [1, 2].

Методологический подход к оптимизации схем распределе-

ния средств управления орбитальными группировками.

Для

обеспечения эффективной и надежной эксплуатации орбитальных

группировок КА представляется крайне важным совершенствование

методологии оптимального распределения средств управления КА и

оптимизации структурного состава ЦУП и наземного комплекса

управления.

Рассмотрим методологический подход к решению первой

оптимизационной задачи. Дадим ее формальную постановку. Для

обеспечения управления группировкой, состоящей из

N

космических

аппаратов с известными орбитальными параметрами, требуется распре-

делить

M

наземных измерительных пунктов таким образом, чтобы

реализовать запрашиваемое количество сеансов связи с каждым из КА.

Для конкретизации решаемой задачи в качестве временного интервала

распределения средств управления выбраны одни сутки полета.

Особенностью решения данной задачи является отсутствие общих

закономерностей взаимодействия наземных пунктов с КА в интервалы,

имеющие одинаковую продолжительность, но разнесенные во времени.

Это объясняется тем, что в общем случае КА имеют различные периоды

обращения, наклонения и восходящие узлы орбиты. Поэтому распре-

деление средств управления для одного заданного временного

интервала, например для одних суток полета, будет существенно

отличаться от аналогичного распределения для других суток.

Для решения указанной задачи прежде всего составляются

циклограммы зон радиовидимости каждого из

M

наземных измери-