Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

М.М. Матюшин, Н.Л. Соколов, В.М. Овечко

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016

При создании подобной иерархической системы контроля возни-

кает задача распределения информационной нагрузки на уровни и

структурные элементы этой системы. Для эффективного управления

полетом такая информационная нагрузка не должна превышать

определенного значения и, в идеале, должна равномерно распреде-

ляться по всей системе контроля. Одним из основных компонентов

решения этой задачи является моделирование иерархической систе-

мы контроля [9, 10].

Дадим основные определения, используемые при разработке моде-

ли анализа формальной структуры оперативного контроля полетов КА.

Под

объектом контроля

будем понимать ОКТ как сложную

техническую систему, в которой можно выделить подсистемы,

блоки, агрегаты и т. п.

Под

иерархической структурой

контроля

будем понимать такую

упорядоченную систему контроля информации, поступающей с

борта ОКТ, которая организована в соответствии со следующими

принципами.

1. Возможно проведение вертикальной декомпозиции подсистем

контроля, т. е. последовательное выделение подсистем, расположенных

вертикально одна относительно другой. Эта декомпозиция обусловлена

необходимостью контроля комплексного состояния ОКТ на верхнем

уровне иерархии и детального контроля систем, подсистем и

агрегатов на более низких уровнях иерархии.

2. Приоритет в принятии решений о состоянии ОКТ имеют

подсистемы верхнего уровня, т. е. ответственность за принятие

решения по распознаванию состояния КА как сложной технической

системы лежит на подсистеме верхнего уровня.

3. Подсистемы верхнего уровня зависят в своих оценках от

функционирования подсистем низшего уровня, т. е. принятие решений

о состоянии КА как сложной технической системы в подсистеме

верхнего уровня напрямую зависит от результатов распознавания

состояния систем, подсистем, агрегатов КА на более низких уровнях.

Под

реакцией КА

как объекта контроля (в общем случае как

объекта управления для авторизированной системы управления

полетом в целом) будем понимать отклик на управляющие

воздействия на такте управления

1

i

, которые формировались в том

числе и в результате контроля состояния КА на такте управления

i

.

При правильном распознавании состояния КА на такте управления

i

и

соответственно корректном формировании управляющих воздействий

наблюдается адекватная реакция КА на такте управления

1.

i

Под

реакцией системы

контроля

понимается стремление отдель-

ных звеньев иерархической структуры контроля или системы контроля

в целом повысить или понизить уровень контроля состояния КА или его