Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Методологические подходы к решению проблем управления…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016 9

отдельных систем при изменениях КА, например при установке новой

версии бортового программно-математического обеспечения или

отказов тех или иных бортовых систем.

Иерархическая структура контроля в данном случае состоит из

n

уровней, каждому из которых присваивается номер

i

, при этом

1 .

i n

 

Верхний, самый общий уровень контроля имеет номер 1;

низший, самый детальный — номер

n

. На каждом уровне для

получения результата контроля происходит обработка некоторого

количества информации. Как правило, на каждом уровне иерархии

может существовать

i

m

структурных элементов, каждому из которых

присваивается номер

j

, при этом

1

.

i

j m

 

Анализируя систему контроля без учета реализуемой программы

или плана полета КА, затруднительно выделить точное значение

информационной нагрузки на каждый структурный элемент в общем

виде. Однако в этом случае можно оценить максимальные и мини-

мальные значения информационной нагрузки.

Будем считать, что можно априори получить максимальное и

минимальное количество информации, перерабатываемое на каждом

уровне иерархии контроля. Эти максимальные и минимальные

значения определяются исходя из возможностей средств системы

бортовых измерений, каналов передачи данных, средств наземного

контура управления, соответствующего программно-математического

обеспечения.

В определенном смысле объект «ОКТ — система контроля» пред-

ставляет собой замкнутый самоорганизующийся контур, имеющий

прямые и обратные связи. Уровень информационной нагрузки на любой

структурный элемент в рассматриваемый период времени является

результатом системного взаимодействия всех компонентов объекта:

начального состояния системы, топологии системы контроля, реакции

бортовых систем ОКТ и др.

Заключение.

Предложенные методологические подходы и модели

позволяют принципиально решить задачи, играющие важную роль в

формировании перспективной космической инфраструктуры. Вместе с

тем для окончательного выбора и обоснования оптимальных решений

представляется необходимым проведение имитационного моделирова-

ния возможных ситуаций при управлении орбитальных группировок

КА для широкого набора начальных условий и исходных данных. Эти

подходы могут найти применение в различных областях научно-

исследовательской и практической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Соловьев В.А., Лысенко Л.Н., Любинский В.Е.

Управление космическими по-

летами.

Ч. 1, 2. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009, 912 с.