1 / 17 Next Page
Information
Show Menu
1 / 17 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016 1

УДК 629.19 DOI 10.18698/2308-6033-2016-02-1468

Исследование пространственных «обходных» перелетов

на орбиту искусственного спутника Луны при старте

с космодромов, находящихся на территории России

© А.Д. Бычков

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва,105005, Россия

Представлены результаты исследования «обходных» низкоэнергетических траекто-

рий перелета на орбиту искусственного спутника Луны в системе Земля — Луна —

Солнце при старте с российских космодромов. Данный тип траекторий характеризу-

ется тем, что космический аппарат (КА) сначала совершает полет за орбиту Луны и

за пределы сферы действия Земли. Параметры его траектории меняются под дей-

ствием гравитационных возмущений от Солнца, что делает возможным захват КА

гравитационным полем Луны и позволяет уменьшить затраты характеристической

скорости на перелет. Необходимость обеспечения подлета к сфере действия Луны с

небольшой скоростью ограничивает наклонение подлетной орбиты относительно

плоскости геоцентрической орбиты Луны. Поэтому реализация «обходных» траек-

торий при старте с российских космодромов требует дополнительного изучения.

Проведенные расчеты подтверждают возможность захвата Луной КА, движущего-

ся по обходной траектории, при старте с российских космодромов. В некоторых рас-

смотренных траекториях для увеличения энергии КА и изменения наклонения его ор-

биты используется гравитационный маневр около Луны.

Ключевые слова:

«обходные» низкоэнергетические траектории, захват Луной,

гравитационный маневр.

Введение.

В связи с ограниченностью грузоподъемности эксплуа-

тируемых в нашей стране ракет-носителей (РН) доставка на орбиту

искусственного спутника Луны (ОИСЛ) крупных неделимых грузов

существенно затруднена. Данная проблема возникает при реализации

пилотируемой программы исследования и освоения Луны, так как масса

взлетно-посадочного комплекса, необходимого для доставки экипажа

на поверхность Луны, существенно превосходит энергетические

возможности имеющихся РН [1]. Разработки отечественных РН

сверхтяжелого класса в настоящее время не ведутся, поэтому необхо-

димо искать иные пути увеличения массы полезной нагрузки для

доставки на ОИСЛ.

Одним из таких путей является использование низко-энергети-

ческих «обходных» траекторий перелета к Луне. Для этого необходимо,

чтобы КА подлетал к сфере действия Луны с небольшой скоростью,

что, в свою очередь, может ограничить наклонение подлетной орбиты

относительно плоскости геоцентрической орбиты Луны. КА, летавшие

по таким траекториям, были запущены с небольшим начальным

наклонением с космодромов, расположенных вне России. Возникает