Table of Contents Table of Contents
Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Разработка модифицированного метода анализа нештатных ситуаций…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016 3

вектор единичных параметров

{ }

i

P p

=

, которые получены с борта

КА, и вектор обобщенных параметров

{ }

j

C c

=

, которые вычисляют

по значениям параметров, поступивших с борта КА. В данном случае

имеем возможность отдельно формировать оценочную функцию па-

раметров для каждого класса как разновидность функции принад-

лежности параметра к классу состояния [5].

Далее для анализа ситуации и принятия решения получаем век-

тор текущего состояния бортовой системы, который сравниваем с

заранее составленными векторами. По результатам сравнительного

анализа, если имеется совпадение, делается вывод, что текущее со-

стояние системы соответствует тому состоянию, с которым совпал

полученный вектор. Во всех других случаях делается вывод о нерас-

четной нештатной ситуации на борту КА. Отметим некоторые важ-

ные аспекты данного подхода.

Теоретически при летно-конструкторских испытаниях КА в кон-

тролируемой бортовой системе может возникнуть любая расчетная

или нерасчетная нештатная ситуация. Таким образом, потенциальное

количество нештатных ситуаций достаточно велико. Для оценки со-

стояния системы на практике количество

апостериори определенных

классов состояний

{ }

рассм

j

S

, к одному из которых может относиться

текущее состояние

тек

S

, должно быть строго ограничено. Поэтому

рассм

j

S

→ ∞

следует свести в ограниченное число классов состояния

системы, из которых необходимо выбрать наиболее критичные, и

проводить оценку в первую очередь на основе выбранных состояний.

В классы сводят похожие состояния системы. Далее рассмотрим два

способа определения «похожих» состояний системы.

При использовании первого подхода предполагаем, что обобще-

ние состояний бортовой системы в классы заключается в близком

значении параметров, описывающих состояние исследуемой систе-

мы. Например, в один из классов могут входить нештатные ситуации,

связанные с повышением давления водорода в водородной магистра-

ли системы кислородообеспечения «Электрон-ВМ». Недостатком та-

кого подхода является то, что в один из классов могут попасть не-

штатные состояния системы не только разных видов, но и относящи-

еся к различным узлам и агрегатам системы. Таким образом, при

парировании нештатной ситуации группой управления будут приме-

няться различные методики и управляющие воздействия на систему.

При втором подходе нештатные ситуации обобщаются в классы

на основе близости расположения их причин в системе. Иными сло-

вами, в системе кислородообеспечения в один класс могут входить

неисправности, обобщенные признаком «отказ клапана». Недостат-