1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

Поддержка жизненного цикла сложных технических систем…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5

2016

1

УДК 621.791:658.52.011 DOI 10.18698/2308-6033-2016-05-1499

Поддержка жизненного цикла

сложных технических систем: анализ декларативного

и императивного подходов к моделированию

поведения виртуальных предприятий

© Е.И. Кузин

1

, В.Е. Кузин

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

ОАО «Силовые Машины», Санкт-Петербург, 195009, Россия

Рассмотрены проблемы реализации бизнес-процессов виртуального предприятия

по управлению и поддержке жизненного цикла изделий высокой технической

сложности

(

ПЖЦИ

)

на базе системы PLM. Проанализированы особенности ре-

альных бизнес-процессов предприятий, обеспечивающих ПЖЦИ. Приведены импе-

ративный и декларативный подходы к описанию бизнес-процессов ПЖЦИ и проб-

лемы использования технологии управления потоком работ (Workflow) для их реа-

лизации. Предложена методология описания бизнес-системы, в которой описание

процессных и структурных свойств осуществляется единообразно на основе фор-

мального аппарата логики предикатов первого порядка и лямбда-исчисления.

Ключевые слова

: у

правление поддержкой жизненного цикла изделий, PLM, вирту-

альное предприятие, управление бизнес-процессами, технологии управления пото-

ком работ (Workflow), декларативный и императивный подходы.

Введение.

Предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию

высокой технической сложности с длительным циклом разработки,

производства и эксплуатации, часто переходят от традиционной биз-

нес-модели, в соответствии с которой предприятие продает свою про-

дукцию конечному потребителю, к сервис-ориентированной бизнес-

модели, предполагающей продажу бесперебойного «функционирова-

ния изделия» конечному потребителю. Реализация такой бизнес-

модели требует создания системы поддержки жизненного цикла изде-

лий (ПЖЦИ), обеспечивающей управление стоимостью ЖЦИ [1, 2].

В создании, эксплуатации и ремонте наукоемкой продукции при-

нимает участие множество больших и малых предприятий, объеди-

ненных в виртуальное предприятие (ВП) [1], представляющее собой

сложную, динамичную, открытую бизнес-систему, объединяющую

юридически независимые предприятия и формирующую единую ор-

ганизационно-технологическую и информационную среду за счет

временного объединения ресурсов различных предприятий. Взаимо-

действие между членами ВП происходит в цифровом режиме. Опре-

деляющая роль в поддержании слаженной и эффективной работы

ВП, а также в достижении его стратегических целей и решении так-

тических задач принадлежит информационным технологиям.