Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

Е.И. Кузин, В.Е. Кузин

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5

2016

делирования с использованием формальных нотаций, программного

обеспечения моделирования, имитации, мониторинга и анализа, воз-

можность динамического перестроения моделей бизнес-процессов

участниками и средствами программных систем (IT Gloss). В настоящее

время существуют два подхода к описанию бизнес-процессов, которые

нашли свое выражение в двух стандартах BPMN (Business Process Mana-

gement Notation) и CMMN (Case Management Model Notation).

Стандарт BPMN, реализующий

императивный подход

(описание

бизнес-процесса в виде алгоритма), предназначен для описания ре-

гламентированных, повторяющихся бизнес-процессов. Для автомати-

зации таких бизнес-процессов разработаны и поставляются системы

управления BPMS (Business Process Management System). Предпола-

гается, что внедрение систем BPMS должно обеспечить достижение

следующих целей:

скорости — сокращения времени выполнения бизнес-процес-

сов за счет стандартизации регламентации и автоматизации его ша-

гов и введения временных ограничений для их исполнения;

качества — за счет прозрачности бизнес-процессов для всех

участников, регламентации и средств мониторинга, обеспечиваемых

соблюдением всех предусмотренных правил;

управления на основе показателей — выполнение бизнес-про-

цессов может контролироваться через наборы процессных показате-

лей, отражающих затраты на бизнес-процесс, время выполнения и

загрузку ресурсов, что облегчает анализ и оптимизацию бизнес-про-

цесса на основе реальных значений показателей.

Однако доля таких регламентированных, повторяющихся бизнес-

процессов на производственных предприятиях невелика. Большая

часть бизнес-процессов — это сложноструктурированные, гибкие,

адаптивные процессы с заранее неизвестной последовательностью

действий, зависящей от меняющихся обстоятельств и решения чело-

века относительно конкретной ситуации. Для описания таких бизнес-

процессов ACM (Adaptive Case Management) разработан стандарт

CMMN, реализующий

декларативный подход

. Если сравнивать эти

два подхода, то можно сказать, что подход BPMN предписывает, как

надо делать, в то время как подход CMMN описывает, что надо сде-

лать, а способ выполнения динамически выстраивается в процессе

выполнения. Другими словами, в центре BPMN-процессов находится

предопределенная последовательность действий, а информация

представлена в крайне ограниченном виде, в то время как в центре

CMMN-процессов находится информация (данные о состоянии раз-

личных объектов), а действия выстраиваются динамически в зависи-

мости от информации о ситуации. В реальности регламентированные

бизнес-процессы могут включать в себя фрагменты, которые отно-

сятся к нерегламентированным процессам, и наоборот.