Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

С.А. Орлин

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2017

агрегатов автоматических систем управления, если использовать для

их привода газообразный гелий.

В настоящее время считается технически неоправданным хране-

ние гелия в жидком состоянии на борту летательного аппарата (ЛА).

При вытеснении компонентов из топливных баков, а также при над-

дуве баков существенное значение имеет плотность используемого

газа, т. е. его удельный объем, поскольку он должен быть как можно

больше. Поэтому в некоторых двигательных установках (например,

космического корабля «Аполлон») используют теплообменники-

нагреватели для повышения температуры, а значит, увеличения удель-

ного объема гелия.

Отметим, что в отличие от температуры азота температура гелия

повышается при его дросселировании. При этом наблюдается эффект

Джоуля — Томпсона (эффект «мятия»), заключающийся в снижении

или повышении температуры реального газа при адиабатном (без

энергообмена с окружающей средой) дросселировании, т. е. преодо-

лении сил трения в местном сопротивлении с неизбежной диссипа-

цией энергии и ростом энтропии. В газожидкостных системах ракет-

ного двигателя таким примером местного сопротивления являются

автоматические редукторы и обратные клапаны, дроссельные шайбы

или жиклеры и аналогичные проточные элементы, через которые

проходит газ, претерпевая общее снижение статического и полного

давления.

В технически реальных диапазонах давления и температуры

адиабатическое дросселирование гелия сопровождается нагревом га-

за, а дросселирование азота приводит к интенсивному охлаждению.

Вместе с тем вследствие малого размера молекул гелий может

проникать через металл, если его температура выше 700…800 К

(500…600 °С). Указанные значения температуры служат границей, за

которой требуются специальные конструктивные меры для исполь-

зования гелия в ЖРД.

На современном этапе развития пилотируемой космонавтики

большое значение имеют двигательные установки с вытеснительной

системой подачи как наиболее надежные по сравнению с оснащен-

ными турбонасосными агрегатами. Это было продемонстрировано

при реализации программы «Аполлон» (США, НАСА), принятой в

1961 г. в целях осуществления первой пилотируемой высадки на Лу-

ну и завершенной в 1975 г.

Все шесть лунных экспедиций подтвердили надежность работы

двигательной установки с вытеснительной системой подачи. Авария

на космическом корабле «Аполлон-13» произошла из-за технологи-

ческого дефекта кислородной системы, не имеющей отношения

к двигательным установкам, в которых был использован гелий в ка-

честве газа наддува.